ЕВФИМИЙ II Вяжицкий - Страница 14

На левой створке представлены сюжеты: пророчество Михаила Клопского о поставлении Евфимия II, встреча Евфимия II в Великом Новгороде, погребение Евфимия II; на правой створке – пострижение Евфимия II, поставление в архиепископы, беседа Евфимия II с преподобным Арсением. В центре образ святителя в изводе, близком по иконографии к иконам Николая Зарайского, – с разведёнными в стороны благословляющей десницей и Евангелием на левой руке; одежды покрыты тончайшими и сложными орнаментами, на позёме – два букета в кувшинах, цветы и травы. Стилистика произведения выдержана в традициях иконописания первой половины XVII в., в частности, царских и строгановских изографов, что особенно проявляется в сложной по рисунку архитектуре строений и в очертаниях горок. В составе Собора Новгородских святых образ Евфимия II присутствует на двух иконах «Новгородские чудотворцы» (1726 и 1728 гг.) письма священника Георгия Алексеева (Исторический музей, Третьяковская галерея), на иконах «Чудотворные иконы и Новгородские святые» конца XVII – начала XVIII вв. (Сергиево-Посадский музей) – слева во втором ряду; 1721 г. из собрания Успенских (Государственный Эрмитаж) и на прориси с иконы Собора Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии Премудрости Божьей, XVIII в., также на иконе «Новгородские чудотворцы, с Ангелом-хранителем» первой половины XIX в. (Новгородский музей; надпись на нимбе: «С. Еvфимiй арх: но(в) вяж»), на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 г. в оправе мастера Калины Рябкова, принадлежавшем Московскому митрополиту Филарету (Дроздову; Сергиево-Посадский музей), на двух живописных образах и пяднице «Собор всех святых Новгородских угодников» конца XIX в.(?) из церкви апостола Филиппа в Великом Новгороде. В подобных произведениях фигура Евфимия II в традиционном облачении расположена, за редким исключением, в первом ряду. Один из почитаемых «старинных» образов такого извода с изображением Софии Премудрости Божьей находился «в ризнице Черниговской кафедры». Изображения Евфимия II встречаются также в минейных циклах на март, как правило, вместе со святителем Софронием, патриархом Иерусалимским (например, на гравированных святцах 1714, 1722 гг. Григория Павловича Тепчегорского – в архиерейской мантии, омофоре и белом клобуке с крестом, в руке жезл; на святцах Ивана Константиновича Любецкого 1730 г., на иконе начала XIX в. из частного собрания). Клеймо с перенесением мощей Евфимия II (вместо погребения) имеется, например, на трёхстворчатом складне «Минея годовая», написанном после 1872 г. (частное собрание). В храмовой декорации его изображение известно по фрагменту (ныне в Историческом музее) фресковой росписи собора Чудова монастыря в Московском Кремле, которую исследователи относят к 1633–1634 гг., где полуфигура Евфимия II вписана в круглый медальон. Седобородый старец, Евфимий II облачён в крещатые ризы, омофор, белый клобук, правая рука – в благословении, в левой – закрытое Евангелие.

 



 
PR-CY.ru