Словарь по христианству Е ЕЛЕНА, Флавия Юлия Елена Августа

ЕЛЕНА, Флавия Юлия Елена Августа

ЕЛЕНА, Флавия Юлия Елена Августа (между 248 и 257 гг. – после 327/328 г., раньше 337 г.) – мать императора Константина I Великого (323–337 гг.), равноапостольная (память 21 мая, память в Западной церкви 18 августа). Биографические данные о Елене крайне скудные. Основными источниками сведений о ней являются «Жизнь блаженного василевса Константина» Евсевия Кесарийского и данные эпиграфики. Как полагают исследователи, Елена происходила из города Дрепан в Вифинии, переименованного впоследствии в Еленополь. Она была незнатного происхождения. Амвросий Медиоланский называет Елену stabularia, т.е. хозяйкой постоялого двора. Около 270 г. Елена становится супругой (конкубиной) будущего императора Констанция I Хлора (293–306 гг.). Относительно даты рождения её единственного сына Константина существуют значительные расхождения: между 270 и 275 гг. В 289 или в 292 г. Констанций женился на Феодоре, падчерице Максимиана Геркулия, и в 293 г. получил титул цезаря, став одним из тетрархов. В 306 г., после смерти отца, Константин, провозглашённый императором, приблизил Елену ко двору. В 324 г. (или около 325 г.) она получила титул августы, «Константин дал ей право употреблять по собственному желанию царскую казну и распоряжаться всем, как она захочет и как покажется ей наилучшим». Монеты с её изображением чеканились до весны 329 г. Время крещения Елены неизвестно. По утверждению Евсевия, она была обращена к истинной вере сыном. Восемь римских надписей, а также Liber Pontificalis свидетельствуют о значительных владениях Елены в Риме (Лаврентское поместье), о её постройках на Лабиканской дороге, где с её именем связано сооружение базилики святых Маркеллина и Петра у Двух лавров, базилики Святого Креста (где была помещена частица Креста Господня), Сессорианского дворца, включавшего амфитеатр, цирк и термы. Около базилики Маркеллина и Петра был сооружён и мавзолей Елены. В 326 г., по словам историка Секста Аврелия Виктора, «Константин... приказал, – как полагают, – по настоянию жены своей, Фаусты, убить сына своего, Криспа. А затем, когда мать его, Елена, сильно тоскуя по внуку, стала его жестоко упрекать, он убил и жену свою, Фаусту, столкнув её в горячую воду в бане». В конце жизни, наиболее вероятно в 327–328 гг. (традиционную дату 326 г. исследователи считают менее вероятной, т.к. в момент убийства Фаусты (326 г.) Елена находилась в Риме), она совершила путешествие в Палестину, посетив места земной жизни Спасителя и предприняв разыскания Его священных реликвий; с этой паломнической поездки начинается новый период в истории Святой земли. С именем Елены связано сооружение ещё трёх базилик: в Вифлееме, на Елеоне и на месте обретения Креста Господня (храм Гроба Господня). О паломничестве Елены сообщают Евсевий и последующие церковные историки (Руфин, Сократ, Созомен, Феодорит). Первые упоминания об обретении Креста Господня содержатся в «Слове на смерть императора Феодосия Великого» Амвросия Медиоланского и в «Церковной истории» Руфина Аквилейского. Сказание об обретении Честного Креста Господня в трёх основных версиях (при участии Bерусалимского епископа Макария (ум. в 333 г.), при помощи Иуды-Кириака и Протоникой, женой императора Клавдия I) известно в греческой, сирийской, коптской, грузинской, латинской традициях.

 



 
PR-CY.ru