ЕЛЕНА, Флавия Юлия Елена Августа - Страница 4

По приказу Елены была сооружена также крестообразная церковь Святого Креста, а её племянница Матильда построила монастырь св. Флорина. Раскопки подтвердили, что собор св. Петра был воздвигнут Агрицием на месте римского дворцового комплекса, который археологи связывают с Криспом, сыном императора Константина. Почитание «иерусалимских» реликвий в Трире впервые зафиксировано в Житии Агриция (XI в.). Наиболее известной из этих святынь была риза Христова, которая считалась главной святыней Трира. Согласно Acta Sylvestri (как полагают исследователи, сочинение второй половины V в., сохранившееся в сирийском переводе VI в.), Елена была иудейкой (эту точку зрения разделяет Й. Фогт). В VIII–IX вв. англосаксонский поэт Киневульф сочинил поэму «Елена», в которой на основании Жития Иуды (Кириака) описал обретение Честного Креста Господня. Елена представлена как могущественная царица, воплощающая торжество христианства. В средневековой валлийской традиции существовало предание о Елене, супруге узурпатора Магна Максима (383–388) гг., которое отражено в мабиноги «Сон Максена Вледига» (средневалл. «Breuddwyd Macsen Wledig», XI–XIII вв.). Согласно мабиноги, Елена была дочерью бриттского правителя из Сегонтия (близ современного Карнарвона, Уэльс). Как полагают исследователи, произошло смешение преданий о Еленах. Об этом косвенно свидетельствует «История королей Британии» Гальфрида Монмутского (составлена в 1130 гг.), в которой рассказывается о Елене, дочери Коэла, бриттского правителя Кайрколуна (Колчестера), ставшей супругой «сенатора» Констанция Хлора, резиденция которого находилась в Эбораке (ныне Йорк). Согласно Гальфриду, три дяди Елены сопровождали Константина во время похода против Максенция и были возведены им в сенаторское достоинство. Ряд церквей в Уэльсе и Корнуолле был посвящен св. Елене, однако исследователям неясно, какой именно – Елене Юлии Флавии Августе или легендарной супруге Магна Максима. В ранних английских церковных календарях до XV в. имя Елены отсутствует, рассказ о ней включён в «Новую легенду Англии» Джона Капгрейва (1450 г.) и в бретонский Дольский календарь (XV в.). В Англии Елене посвящено 135 церквей. Она упоминается под 18 августа в ирландском Мартирологе Гормана XII в. В Мартирологе Иеронима Стридонского (первая половина V в.) под 3 мая указано обретение Еленой Креста Господня. В ряде рукописей Мартиролога под 18 августа отмечена память «в Риме, на Виа Лавикана, св. Елены, матери Константина». После перенесения мощей в Овиллер почитание Елены распространилось на франкских землях. В Мартирологе Узуарда память Елены указана под тем же числом и в аналогичной формулировке, что и в Мартирологе Иеронима. В добавлениях к Мартирологу Адона Вьеннского память Елены отмечена под 18 августа, под 8 февраля указано «погребение св. царицы Елены». В XVI в. память святой была внесена кардиналом Цезарем Баронием в Римский Мартиролог. В Византии почитание Елены получило значительное распространение в правление императора Константина VI и императрицы Ирины (780–797 гг.). В отличие от Запада в Византии, на Руси и у южных славян культ Елены был неразрывно связан с почитанием равноапостольного Константина. Древнерусские книжники проводили параллели между Еленой и княгиней Ольгой, получившей в крещении имя этой святой.



 
PR-CY.ru