ЕЛЕНА, Флавия Юлия Елена Августа - Страница 3

Папа Иннокентий II (1130–1143 гг.) велел перенести мощи Елены из мавзолея в церковь Санта-Мария ин Арачели. Анастасий IV (1153–1154 гг.) доставил в Латеранскую базилику порфировый саркофаг Елены, в котором впоследствии сам был погребён (в настоящее время саркофаг находится в музее Пио-Клементино, Ватикан), и мощи Елены хранятся в порфировой гробнице под сенью-ротондой слева от главного алтаря церкви Санта-Мария ин Арачели. В IX в. франкский монах Теотгиз вскрыл саркофаг Елены и увёз её мощи (по всей видимости, их часть) в королевство франков. По повелению Реймсского архиепископа Гинкмара мощи Елены после проверки их подлинности были помещены в аббатстве св. Петра в Овиллере близ Реймса (ныне департамент Марна, Франция). В хронике Сигиберта из Жамблу (XII в.) это событие отмечено под 849 г. Пишут, что от мощей происходили многочисленные чудеса. Монах Альтман из Овиллера составил Житие Елены и Сказание о перенесении её мощей. В Риме подлинность мощей, хранившихся в Овиллере, не была признана. Аббатство Овиллер во время Французской революции (1789–1799 гг.) было закрыто, но мощи Елены удалось спасти. В 1819 г. они перешли во владение ордена Святого Гроба Иерусалимского и затем были переданы парижской церкви святых Лупа и Эгидия (Сен-Лё-Сен-Жиль), где находятся в настоящее время. На стенах церкви висят благодарственные таблички с именами получивших исцеления от мощей Елены. Честная глава Елены хранится в Трире в крипте кафедрального собора св. Петра. Она была подарена собору и горожанам в 1356 г. Карлом IV, императором Священной Римской империи и королём Чехии. Кроме того, в настоящее время частицы мощей Елены находятся в Киккском монастыре (Кипр), в афонских монастырях Ксенофонт и великомученика Пантелеимона, в монастырях Агия-Лавра (близ Калавриты), апостола Иоанна Богослова Ипсилу (остров Лесбос), Пресвятой Богородицы Турлиани (остров Миконос), в церквах Константина и Елены в Айос-Констандиносе (ном Фтиотида) и св. Лазаря (Кофинас, остров Хиос) и др. Все Жития, посвящённые равноапостольным Константину и Елене, являются вторичными по отношению к сообщениям церковных историков и отделены от них значительным промежутком времени. Многие сведения носят легендарный характер. Например, жители города Треверы (ныне Трир), где некоторое время проживала Елена, считали её уроженкой этого города. Согласно «Деяниям треверов» XII в., Елена послала в Треверы проповедника христианской веры – Антиохийского епископа Агриция, жившего в первой половине IV в. (принимал участие в Арелатском соборе, 314 г.). В «Деяниях треверов» приведена подложная Привилегия папы Римского Сильвестра, в которой Треверы именовались главным городом Галлии и Германии. Сильвестр якобы послал горожанам важные святыни: мощи апостола Матфея, ризу (тунику) Христа и гвоздь из Честного Креста Господня, зуб апостола Петра, сандалии апостола Андрея, главу священномученика Корнилия, папы Римского, и др. Далее в «Деяниях…» указано, что Агриций стал епископом города Треверы (с ошибочной датой 368 г. вместо 330 г.) и вскоре обратил дворец (domus) Елены в кафедральный собор св. Петра.

 



 
PR-CY.ru