ЕВПЛ

ЕВПЛ (ум. в 304 г.?) – священномученик Катанский (Сицилийский; память 11 и 12 августа), пострадал при императоре Диоклетиане. Один из тех немногих святых, о которых сохранились сведения во фрагментах из подлинного протокола, содержащего отчёт о двух допросах, пытках и казни. Мученичество Евпла известно исследователям в пяти греческих и четырёх латинских редакциях. Древнейшей греческой редакцией исследователи называют протокол мученических актов, самый ранний список которого датируется концом IV – началом V вв. Таким образом, год мучения Евпла определяется согласно официальной форме отсчёта времени, принятой в протоколе: речь идёт о восьмом годе правления императора Диоклетиана и седьмом – императора Максимиана. Мученические акты не сообщают сведений ни о месте рождения Евпла, ни о его социальном положении, ни о священном сане. Согласно этому источнику, 29 апреля 304 г. Евпл предстал перед судом Катаны (ныне Катания), имея при себе запрещённое Диоклетианом Евангелие, и объявил себя христианином. Для исследователей остаётся неясным, пришёл ли Евпл туда по своей воле (добровольное мученичество) или был приведён силой. В изложении древнейшей редакции Евпла приглашают войти в здание, где происходит суд (секретариат Катаны), тогда как в более поздних редакциях его просят ввести. Исследователи полагают, что позднейшие редакторы предполагали, что мученик был арестован, а не явился добровольно. На допросе, главным образом, выяснялось, откуда у Евпла Евангелие, от кого он его получил и понимает ли, что иметь такие свитки означает преступать закон. Евпл отвечал, что свитки – это закон Бога, Которому он служит, т.е. признал вину. В протоколе не сообщается, где находился Евпл до повторного допроса 12 августа 304 г. Второй процесс проходил в более строгой обстановке и, по мнению исследователей, публично. Святого спросили, согласен ли он с записанными раньше его словами, Евпл подтвердил сказанное и предъявил свитки. Исследователям неясно, были ли это ещё какие-то, ранее скрытые свитки, или его слова означали, что Священное Писание скрыто у него в душе. Мученика приговорили к избиению до тех пор, пока он не согласится принести жертву языческим богам. Евпл стойко переносил страдания и был казнён через усекновение главы. Вторая греческая редакция (древнейший список X в.) исследователи считают стилистической парафразой первой. Её автор широко использует по отношению к палачам, чиновнику, проводившему допрос, и к императору традиционные агиографические и гимнографические эпитеты. В повествование введены общие места, в диалогах во время допросов Евпл цитирует Евангелие и Псалтирь. Важным фактическим отличием второй редакции от первой исследователи называют дату мученичества. Согласно второй редакции, Евпл явился в секретариат 11 августа и объявил себя христианином, в этот же день состоялись оба допроса, которые вёл один чиновник, а не двое, как отмечено в протоколе, и казнь. Третью греческую редакцию (древнейший список XI в.) исследователи также называют парафразой первой редакции; она представляет собой её дальнейшую стилистическую переработку на основе второй версии, с которой она обнаруживает некоторые связи на уровне построения фраз.

 



 
PR-CY.ru