ЕВПЛ - Страница 3

В конце IX в. или в Х в. мощи Евпла были перенесены в Рим, затем в город Тревико. В XIII в. темница Евпла в Катании стала местом паломничества. В 1656 г. часть мощей возвращена в Катанию. В 1964 г. там освящена церковь во имя Евпла. Ныне мощи хранятся в соборе Вознесения Богоматери (Тревико), при котором создан научный центр. В феврале 2005 г. исследование показало, что мощи принадлежат трём разным людям, в том числе молодому мужчине, вероятно Евплу; прочие останки изъяты из реликвария. «Мученичество Евпла» с упоминанием имени Калвисиана и другими фактическими совпадениями в греческих синаксарях приводится в день памяти мученика Еасия (память в Греческой церкви 9 декабря) как относящееся именно к этому мученику. Исследователи полагают, что Еасий почитался в одной местности с Евплом, но его подлинное «Мученичество» не сохранилось. Все известные исследователям латинские редакции «Мученичества Евпла» восходят к греческим. Так, первая латинская редакция соответствует первой греческой, являясь её незначительной переработкой. К первой же греческой редакции восходит и вторая латинская, однако в большей степени, чем первая латинская, отступает от неё. В целом латинские редакции отличаются друг от друга риторической формой, в которую облекаются диалоги Евпла с чиновниками во время допросов или его слова во время пытки и перед казнью, например, в его репликах во время допросов употребляются пространные библейские цитаты, отличающиеся от тех, которые встречаются в греческих редакциях. В отношении событий латинские редакции в разной степени повторяют сведения греческих редакций, иногда дополняя их новыми подробностями историко-литературного происхождения. Так, в четвёртой латинской версии Евпл назван уже не диаконом, а епископом. Дата 11 августа стала основным днём памяти Евпла, она есть в большинстве источников, в том числе во всех древнерусских, включая месяцесловы Евангелий и служебные Минеи. 12 августа память Евпла отмечена в западных памятниках, таких как латинский «Неаполитанский календарь» церкви Иоанна Предтечи IX в. (восходит к VII в.), греческий «Капуанский месяцеслов» в Евангелии 991 г. и др., а также некоторые византийские служебные Минеи XI, XII и XIII вв. В Москве, где на нынешней ул. Мясницкой с 1471 г. существовала деревянная церковь, освящённая во имя Евпла, в 1657 г. была возведена каменная церковь. В 1750–1761 гг. на месте обветшавшего храма был отстроен новый, двухъярусный. Нижний придел в 1753 г. освящён во имя Евпла, верхний в 1761 г. – во имя Святой Троицы. В 1837–1843 гг. внизу с севера был пристроен придел архангела Михаила. Двухэтажный храм типа восьмерик на четверике в стиле барокко, с колокольней и с широкой обходной галереей снесён в 1926 г. В византийском и древнерусском искусстве Евпла обычно изображали юным, с короткими тёмными волосами, без бороды; в диаконском облачении (стихарь, поручи, орарь) и с Евангелием или дарохранительницей в левой руке, крестом или кадилом в правой. В храмовой росписи (в алтаре, диаконнике или жертвеннике или по сторонам от алтарной апсиды) изображение Евпла размещалось рядом с образами диаконов. При отсутствии надписей святого идентифицировать трудно: его облик схож с образами других юных диаконов, например, Стефана Первомученика, Романа, Лаврентия, Руфина.

 



 
PR-CY.ru