ЕВАНГЕЛИЯ АПОКРИФИЧЕСКИЕ

ЕВАНГЕЛИЯ АПОКРИФИЧЕСКИЕ – раннехристианские и средневековые сочинения, повествующие о земном служении, об учении и о послепасхальных явлениях Иисуса Христа, но не входящие в канон Нового Завета и отвергаемые церковью как недостоверные ввиду сомнительного (неапостольского) или еретического происхождения. Подобного рода тексты стали появляться, как полагают исследователи, уже в конце I – начале II вв. В жанровом отношении они весьма разнообразны и часто называются «евангелия» лишь по той причине, что в них говорится о Христе. Апокрифических Евангелий, с литературной точки зрения близких к каноническим Евангелиям или копирующих их форму, сохранилось немного. Первые обзоры и историко-богословский анализ апокрифических Евангелий исследователи встречают уже в творениях святых отцов (священномучеников Иринея, Ипполита, Епифания Кипрского, Иеронима Стридонского и др.). Введение канонических запретов и постановлений императорской власти, запрещавших распространение и чтение апокрифических Евангелий, приостановило появление новых апокрифов. После трудов Константинопольского патриарха Фотия дополнительных сведений о древних апокрифах практически не появлялось вплоть до Нового времени. Список из 35 апокрифических Евангелий (почти все упоминаемые тексты – древнего происхождения и известны исследователям в настоящее время) приводится во второй Самаритянской хронике (1616 г.). Интерес к апокрифам проявляли учёные-гуманисты. С середины XVI в. апокрифические Евангелия начали издавать в печатном виде (одна из первых публикаций («Протоевангелие Иакова») появилась в 1552 г. в Базеле). Михаил Неандер опубликовал первое комментированное собрание апокрифов, закрепившее именно этот термин за данной группой текстов («Apocrypha, hoc est, narrationes de Christo, Maria, Joseph, cognatione et familia Christi, extra Biblia etc.», Basel, 1564 г.). Большую роль в изучении рукописей и издании текстов сыграли болландисты. Научное изучение апокрифических Евангелий приобрело систематический характер в XVIII в., после публикации собрания их текстов Иоганном Альбертом Фабрициусом (1719 г.). В XIX – начале XX вв. появилось несколько обобщающих работ и публикаций. Эти издания, особенно критическое издание Константина фон Тишендорфа, содержащее все известные фрагменты апокрифических Евангелий на греческом и латинском языках и заложившее критерии оценки и отнесения тех или иных текстов к апокрифическим Евангелиям, сохраняют относительную ценность и в настоящее время. На рубеже XIX и XX вв. корпус апокрифических Евангелий стал пополняться за счёт находок папирусов в Египте и более пристального изучения коптских, эфиопских, сирийских, армянских, грузинских и славянских апокрифов.

 



 
PR-CY.ru