ЕВАНГЕЛИЯ АПОКРИФИЧЕСКИЕ - Страница 4

Единой классификации апокрифических Евангелий, как ввиду их жанрового разнообразия, так и ввиду плохой сохранности, не существует. По степени сохранности апокрифические Евангелия делятся на: дошедшие во фрагментах (в основном, на папирусах, обнаруженных в Египте); сохранившиеся в цитатах у святых отцов и других древних авторов; известные только по названию (обычно в канонических постановлениях и списках отречённых книг); полнотекстовые. С точки зрения литературной формы среди апокрифических Евангелий исследователи выделяют собрания речений («Евангелие Фомы»), диалоги (беседы; например, «Премудрость Иисуса Христа», «Диалог Спасителя с учениками» и др.; подробнее см. ст. Диалоги Иисуса Христа неканонические), «нарративно-биографические» евангелия (судя по известным отрывкам, все иудеохристианские евангелия – «Евреев евангелие», «Назореев евангелие», «Эвионитов евангелие»). Наконец, тематически апокрифические Евангелия исследователи делят на Евангелия детства, посвящённые Рождеству и Отрочеству Иисуса Христа (к ним примыкают циклы о Богородице, об Иосифе, о Святом Семействе: «Протоевангелие Иакова», «О священстве Христа, или Обращение Феодосия Иудея», «Сказание Афродитиана», «Евангелие о Рождестве и детстве Спасителя» Псевдо-Матфея, «Фомы евангелие о детстве Спасителя», «Видение Феофила, или Проповедь о церкви Святого Семейства на горе Кусквам», «Арабское евангелие детства», «История Иосифа Плотника» и др.), евангелия Страстей, включая Сошествие во ад («Евангелие Петра», «Варфоломея евангелие», «Прение Христа с диаволом», циклы, связанные с именами Пилата, Никодима, Гамалиила), евангелия, содержащие «новые» откровения, переданные Спасителем в период между Воскресением и Вознесением (большинство гностических евангелий). Принадлежность отдельных памятников к тому или иному течению или секте исследователям установить крайне сложно. Во всяком случае, ряд апокрифических Евангелий был составлен православными авторами (например, «Протоевангелие Иакова»), по мнению исследователей, из благочестивых побуждений, для дополнения канонических текстов. Несколько евангелий происходит из иудеохристианских сект II–III вв. Наибольшее же число апокрифических Евангелий написано еретиками-гностиками (Евангелия Василида, Керинфа, Апеллеса, «Вечное евангелие», «Евангелие истины», «Филиппа евангелие», «Египтян евангелие», известная под тем же названием «Святая книга Великого Невидимого Духа» из Наг-Хаммади, «Евангелие Евы», «Евангелие Марии», манихейское «Евангелие 12 апостолов» и др.), которые стремились подменить ими канонические Евангелия. Ряд апокрифических Евангелий (или анти-Евангелий) составлено в иудейской («Тольдот Иешу») и мусульманской среде в полемических целях (например, фрагмент неизвестного евангелия в передаче кади Абд аль-Джаббара (995 г.). Также см. статьи Аграфы, Апокрифы.



 
PR-CY.ru