Словарь по христианству Е ЕКСАПОСТИЛАРИЙ

ЕКСАПОСТИЛАРИЙ

ЕКСАПОСТИЛАРИЙ, эксапостиларий – песнопение византийского послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после девятой песни канона и малой ектении. По месту в чине службы с ексапостиларием совпадает светилен; нередко термины «ексапостиларий» и «светилен» употребляются как взаимозаменяемые, строгое противопоставление ексапостилария и светильна существует только между гимнографическими текстами «Октоиха». В широком смысле слова к ексапостиларию также относится песнопение «Свят Господь Бог наш». В современных церковнославянских богослужебных книгах нет единства в употреблении терминов «ексапостиларий» и «светилен». В «Октоихе» и «Следованной Псалтири» ексапостиларием  названы 11 воскресных и пять седмичных гимнов утрени (воскресные ексапостиларии поочерёдно пропеваются каждую неделю (за редкими исключениями) в соответствии с 11 евангельскими чтениями на воскресной утрене; седмичные ексапостиларии предназначены для исполнения на утренях прочих дней (в ряде случаев отменяются) и имеются для каждого из дней недели с понедельника по субботу, причём ексапостиларии среды и пятницы совпадают). Однако в «Типиконе» (главы 2, 9, 16) эти же песнопения упомянуты как светильны. Гимны «Октоиха», заменяющие седмичные ексапостиларии на утрене с пением «Аллилуия» и представляющие собой неизменную начальную (в шестом гласе – конечную) строку, к которой в зависимости от дня недели прибавляются типовые окончания (в шестом гласе – вступления), называются только светильнами. Песнопения после девятой песни канона утрени субботних и воскресных дней Великого поста и всех дней Страстной седмицы в «Постной Триоди» носят наименование «ексапостиларий» (исключение составляет последование пятой недели поста, где этот гимн назван светильном, что объясняется происхождением этого последования из Минеи). Ексапостилариями  названы и соответствующие гимны «Цветной Триоди» (за исключением песнопения в Неделю всех святых). Песнопения после девятой песни канона последований «Миней» и в них, и в месяцеслове «Типикона» названы светильнами. В греческих богослужебных книгах термин «ексапостиларий» употребляется более последовательно, чем в славянских: ексапостилариями  здесь именуются не только 11 воскресных и пять седмичных песнопений «Октоиха» после девятой песни канона, но и соответствующие песнопения всех последований «Миней», «Триоди» (Постной) и «Пентикостариона» (т.е. «Цветной Триоди»), а светильнами названы лишь гласовые песнопения «Октоиха» для утрени с «Аллилуия». Ексапостиларий – единственное изменяемое песнопение в современных богослужебных книгах, не имеющее (в большинстве случаев) гласовой принадлежности. Одиннадцать воскресных и пять седмичных ексапостилариев «Октоиха» не имеют указания ни на глас, ни на подобен; ексапостиларии «Минеи» имеют указание на подобен, но не на глас; ексапостиларии Постной и Цветной Триоди обычно имеют указание только на подобен, но в некоторых случаях (на Страстной и Светлой седмицах, включая Антипасху) – и (или) на глас. Светильны Октоиха, напротив, строго привязаны к восьми гласам. По форме ексапостиларий – небольшое песнопение, сопоставимое по объёму с тропарём или седальном.

 



 
PR-CY.ru