ЕКСАПОСТИЛАРИЙ - Страница 10

Рукописи с разведённой формой записи относятся к концу XVI – XVII вв. (Исторический музей, 1584 г.; первая половина XVII в.; конец XVII в.; Российская государственная библиотека, середина XVII в., и др.). Словесный текст песнопений, разделённый на краткие смысловые ячейки-синтагмы, распевался протяжёнными мелодическими оборотами, главным образом, лицевого типа, в которых большую роль играет внутрислоговой распев. Одна из особенностей этой редакции – отсутствие гласовой принадлежности песнопений. В рукописях обозначение гласа никогда не ставится. Предпосылаемые ексапостилариям заголовки имеют лишь порядковый номер песнопения: светилен первый, светилен второй и т.д. Другая особенность заключается в том, что все 11 разных словесных текстов ексапостилариев распеты на один мелодический текст. Единое завершённое мелодическое построение со строго определёнными числом и последовательностью формул и каденций (двадцать мелодических формул) повторяется одиннадцать раз с новым словесным текстом, изменяясь лишь незначительно. Такая структура древнерусского цикла ексапостилариев была сохранена от их византийского прототипа (XI в.). Таким образом, в ексапостилариях, песнопениях мелизматического стиля, воплощён принцип пения на подобен, известный по силлабо-невматическим образцам. На рубеже XVI и XVII вв. была создана новая мелодическая редакция ексапостилариев, преемственно не связанная с бытовавшей ранее (например, Исторический музей, первая половина XVII в.; Российская государственная библиотека, середина XVII в.). Ексапостиларии были распеты нормативным столповым знаменем на восемь гласов. Каждое песнопение получило собственный, оригинальный мелос, основанный на формульном материале данного гласа. Распределение ексапостилариев по гласам повторяет распределение евангельских стихир: первые восемь песнопений – с первого по восьмой глас, девятый ексапостиларий – пятого гласа, десятый – шестого и одиннадцатый – восьмого гласа. В столповой редакции обозначение гласа ексапостилария фиксируется наряду с его порядковым номером. Место негласовых оборотов лицевого типа из редакции большого распева заняли попевки столпового знаменного распева (кулизма средняя, долинка, колесо, связни, мережа и др.), а также фиты, имеющие определённую гласовую принадлежность. Благодаря присутствию в распевах фит мелос столповой редакции ексапостилария приобретает более пространный и торжественный характер, чем, например, в самогласных столповых стихирах «Октоиха». После появления столповой версии ексапостилариев были введены термины для обозначения двух бытовавших стилевых редакций. Древняя, мелизматическая редакция получила название «Ексапостиларии большие» (большего знамени, большого распева), а новая, столповая – «Ексапостиларии меньшие» (меньшего знамени, меньшего распева).

 



 
PR-CY.ru