ЕКСАПОСТИЛАРИЙ - Страница 6

Песнопение «Свят Господь Бог наш» всегда поётся по воскресеньям, будучи осмыслено как одна из особенностей воскресной службы; на этом основании оно опускается в случаях полной отмены воскресного последования «Октоиха»: на Пятидесятницу и при совпадении с воскресеньем Господских двунадесятых праздников (а также в первый день Пасхи, несмотря на присутствие в службе элементов воскресной службы первого гласа). Помимо воскресений «Свят Господь Бог наш» исполняется в Лазареву и Великую субботы, что указывает на тесную связь памятей этих дней с темой воскресения из мёртвых. Вслед за этим песнопением, кроме праздника Входа Господня в Иерусалим и Великой субботы (согласно принятым ныне изданиям, эти два дня имеют только «Свят Господь Бог наш», хотя в рукописях иногда встречаются собственные ексапостиларии и для этих дней), исполняются ексапостиларии «Минеи» или «Триоди» (см. ст. «Свято Господь Бог наш»). Одиннадцать воскресных ексапостилариев, избираемых по очереди в соответствии с рядом утренних воскресных чтений, звучат по воскресеньям, кроме случаев полной отмены всех песнопений воскресного последования «Октоиха»; при этом они сохраняются даже при отмене воскресного утреннего Евангелия, что возможно при совпадении воскресного дня с двунадесятым Богородичным праздником (в русской дониконовской традиции даже и в этом случае воскресное Евангелие не отменялось – оно переносилось в конец утрени). Вслед за рядовым воскресным ексапостиларием исполняются светильны «Минеи» или «Триоди». Воскресные ексапостиларии имеют свои богородичны, которые отменяются только при совпадениях с воскресеньем важнейших праздников или их попразднств, а в противном случае замыкают серию ексапостилариев (в современном русском «Типиконе» устав пения воскресных ексапостилариев описан в главах со второй по шестую). Седмичные ексапостиларии «Октоиха» предваряют (в субботу завершают) светилен «Минеи», сопровождаются богородичнами (в среду и пятницу – крестобогородичнами), отменяются в дни попразднств и во всех случаях отмены седмичной службы «Октоиха». В современном русском «Типиконе» устав пения вседневных ексапостилариев с понедельника по пятницу описан в главе 16, устав пения ексапостилариев в субботу – в главе 12. В современных греческих изданиях богослужебных книг cостав седмичных ексапостилариев отличается от русских изданий: ексапостиларий «Небо звёздами» назначен на субботу вместе с общим для обеих традиций «Иже и мертвыми и живыми», причём вместо ангелов (как в русском «Октоихе») в нём упоминаются святые (в отличие от изданий «Октоиха» русские издания «Постной Триоди» также назначают «Небо звёздами» на субботу); в понедельник в греческих книгах назначены ексапостиларии «Архангелы и ангелы» и богородичен, отсутствующие в русских изданиях; отличаются также богородичен вторника и ексапостиларий среды и четверга и их богородичны. Собственные ексапостиларии (или светильны) имеются у большинства минейных последований. Ексапостиларий служб святых сопровождаются богородичнами, которые по воскресеньям заменяются богородичнами воскресных ексапостилариев (в греческой практике это правило может не действовать), а по средам, пятницам и субботам – богородичнами вседневных ексапостилариев «Октоиха» (если те не отменяются вовсе), в попразднства – ексапостилариев праздника.

 



 
PR-CY.ru