ЕКСАПОСТИЛАРИЙ - Страница 11

Помимо редакций мелизматического большого знамени и столпового знамени ексапостиларии были также распеты путевым знаменем (например, Российская государственная библиотека, XVII в.). Древнерусские распевы ексапостилариев (светильнов) «Триоди» и «Минеи» фиксировались в древнерусском певческом «Стихираре» «Дьячье Око» (например: Российская национальная библиотека, 1589–1591 гг. и др.). В старообрядческой традиции воскресные ексапостиларии распеты на все гласы столповым знаменным распевом, а ексапостиларии праздников (светильны) – путевым распевом. Среди авторских композиций чаще встречаются гармонизации и переложения ексапостилариев «Минеи» и «Постной» и «Цветной Триодей», например: ексапостиларий Страстной седмицы знаменного распева, «обиходного» напева, М. Старицкого, К. Девятинского, архиепископа Иоанафана (Елецких) и др., гармонизации «Разбойника благоразумнаго» киевского напева (Обиход Киево-Печерской Лавры. Киев, 1916 г.), знаменного распева, «обычного напева», Александра Васильевича Никольского, Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, Николая Ивановича Озерова, Алексея Евлампиевича Туренкова, Бориса Михайловича Ледковского, Александра Васильевича Александрова, Павла Григорьевича Чеснокова, священника Василия Николаевича Зиновьева, Павла Максимовича Воротникова, Николая Семёновича Голованова, Дмитрия Степановича Бортнянского и др. Обращаясь к ексапостилариям «Цветной Триоди», особенно часто композиторы использовали пасхальный ексапостиларий «Плотию уснув»: Артемий Лукьянович Ведель, Бальдассаре Галуппи, Леонид Дмитриевич Малашкин, В.С. Орлов. В 2000 г. Евгением Сергеевичем Кустовским был подготовлен сборник ексапостилариев и светильнов для небольшого смешанного хора. В сборник включены гармонизации воскресных и седмичных ексапостилариев болгарского распева, а также многочисленные ексапостиларии и светильны двунадесятым праздникам разных распевов и авторов (в том числе Александра Андреевича Архангельского, Николая Георгиевича Вирановского, Алексея Евлампиевича Туренкова П. Старкова, Я. Швецова, греческого распева в обработке диакона Сергея Зосимовича Трубачёва, протоиерея Дмитрия Васильевича Аллеманова, К. Девятинского и др.). Авторский монодический распев седмичных и воскресных ексапостилариев и ексапостилариев «Триоди» и «Минеи» с применением микротоновой модальной техники принадлежит Михаилу Георгиевичу Коллонтаю. В современной практике воскресные ексапостиларии обычно читаются.



 
PR-CY.ru