ЕЛЕВФЕРИЙ

ЕЛЕВФЕРИЙ – епископ Иллирийский (?), священномученик (память 15 декабря, память в Западной церкви 18 апреля) Пострадал в Риме при императоре Адриане (117–138 гг.) вместе с матерью Анфией (Еванфией) и префектом Коривом. Греческий оригинал текста Мученичества Елевферия дошёл до нас в дометафрастовской редакции, которая легла в основу латинского перевода, в X в. была переработана Симеоном Метафрастом и уже в этом варианте стала основой для славянского парафраза в Минеях-Четьих Димитрия Ростовского. Дометафрастовская редакция не отличается ни изяществом стиля, ни хорошим греческим языком и предположительно была написана в одном из греческих монастырей Рима не позднее рубежа VIII и IX вв. Этот текст, его латинская редакция и парафраз Симеона Метафраста отличаются лишь незначительными деталями. Авторами латинского перевода Мученичества Елевферия названы пресвитеры Евлогий и Феодул, якобы рукоположённые Елевферием, однако, по мнению Даниэля. Папеброха, латинская версия не является столь древней. Около середины IX в. известно уже две её редакции: первая условно называется Реатской (из-за упоминания о погребении Елевферия и Анфии в городе Реата; ныне Риети), а вторая – Эканской (по сообщению о перенесении мощей святых сразу после их кончины в город Экана; ныне Троя, Апулия). Реатская редакция почти совпадает с греческим дометафрастовским Мученичеством Елевферия, за исключением истории погребения. Греческие версии лишь кратко упоминают о погребении в Риме. В обеих латинских редакциях основной сюжет страдания Елевферия сохраняется. Эканской редакцией пользовались составители Каролингских Мартирологов Флор Лионский, Рабан Мавр, Адон Вьеннский, Узуард и Ноткер Заика, а также каноник Флодоард Реймсский в поэме «О победах Христа в Италии». По содержанию Мученичество Елевферия представляет собой традиционное для этого жанра описание пыток, при которых святой не чувствовал боли, и диалог между императором и мучеником. По форме описания страдания Елевферия больше похожи на театральное действо, где император Адриан представлен в комическом виде безумного тирана, нежели на историческое повествование. Последнее весьма характерно для римской апокрифики «Деяний апостолов Петра и Павла», оказавшей влияние на римскую агиографию. Комические аспекты образа императора Адриана были несколько сглажены Симеоном Метафрастом. Отец Елевферия, Евгений, служил в Риме, был сенатором и трижды назначался консулом. Мать Елевферия, Анфия, была обращена в христианство и крещена апостолом Павлом (по версии Метафраста); в более ранних редакциях Мученичества Елевферия говорится, что она лишь видела апостола. Своего сына она воспитывала в благочестии и посвятила Богу, отдав для церковного служения папе Аникету (155–166 гг.). Тот рукоположил 15-летнего Елевферия во диакона, через три года – во пресвитера и ещё через два – во епископа, отправив проповедовать христианство в провинцию Иллирик.

 



 
PR-CY.ru