ЕЛЕВФЕРИЙ - Страница 5

Согласно Евергетидскому Типикону второй половины XI в., который является малоазийской редакцией Студийского устава, 15 декабря совершается служба с «Аллилуия»; последование Елевферия включает канон первого гласа, составленный гимнографом Иосифом, ирмос, цикл стихир-подобнов и седален. Мессинский Типикон 1131 г., относящийся к афоно-итальянской редакции Студийского устава, упоминает Елевферия под 15 декабря без богослужебных указаний. Ранние редакции Иерусалимского устава упоминают Елевферия под 15 декабря без богослужебного последования. В первопечатном греческом Типиконе (Венеция, 1545 г.) приводится устав вседневной службы Елевферию; тропарь Елевферию не указан, но есть кондак второго гласа; на утрене вместе с каноном Октоиха поётся два канона Елевферию. В первопечатном русском Типиконе 1610 г. под 15 декабря излагается порядок совершения вседневной службы Елевферию и Павлу Латрийскому: в качестве отпустительного тропаря Елевферия используется общий тропарь священномученику четвёртого гласа, утреня совершается с «Бог Господь» (в последующих изданиях Типикона это указание отсутствует), упоминается канон Елевферия первого гласа, после третьей песни канона приводится кондак Елевферия второго гласа на подобен «Твердыя» (начиная с исправленного издания Типикона 1682 г., кондак Елевферия помещается после шестой песни канона). На литургии прокимен, апостол и аллилуиарий преподобного, Евангелие священномученика. Последование Елевферия, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь в греческой Минее – «Священников хитоном украшенный», в русской кондак второго гласа с икосом; канон, составленный гимнографом Иосифом, первого гласа, с акростихом; анонимный канон (содержится только в греческой Минее) плагального второго (т.е. шестого) гласа, с акростихом «Божественного Елевферия священника почитаю, Отче», ирмос (начало: «Трону славы Господней»); седален; светилен (только в греческой Минее). Греческие богослужебные книги в день памяти Елевферия также содержат стихиры на вечерней стиховне, хвалитные стихиры и предписывают исполнять великое славословие. По греческим рукописям исследователям известен канон Елевферия второго плагального (т.е. шестого) гласа, с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом «Свободным голосом тебя славлю, Отче», ирмос (начало: «Свободу получившие»). В византийской и древнерусской иконографической традиции Елевферий изображается с тёмными короткими волосами, с гуменцом на темени (без гуменца на фреске в церкви святителя Николая близ Сангри на Наксосе, около 1270 г.) и с тёмной короткой бородой. В его левой покровенной руке Евангелие, правой Елевферий указывает на книгу или благословляет.

 



 
PR-CY.ru