ЕЛЕВФЕРИЙ - Страница 3

В римских итинерариях VII – начала VIII в. в качестве места погребения Елевферия называют катакомбы «ad clivum cucumeris» на Соляной дороге под Римом. В Римском Мартирологе Елевферий назван мучеником из города Мессана (ныне Мессина) на острове Сицилия. Эта ошибка восходит к Мартирологу Флора, который, пересказывая Эканскую редакцию Мученичества Елевферия, указал местом почитания Елевферия город Мессана в Апулии. Ту же ошибку повторили Адон Вьеннский и Флор Лионский. В XVII в. из-за этого на Сицилии стали местно почитать Елевферия, однако упоминаний о наличии там его мощей не зафиксировано. Подобной ошибке обязано возникновение почитания Елевферия в хорватском городе Пореч (итальянский Паренцо), причём указывалось, что мощи Елевферия якобы были перенесены туда из Аквилеи. Эта легенда опирается на ошибочное написание «Аквилея» вместо «Апулия» в Мартирологах Рабана Мавра и Ноткера Заики. При этом последний, хотя и заимствовал у Адона неверное название города (Мессана), правильно именует Елевферия епископом Аквилейским. Рабан и Ноткер сообщают, что после мученической кончины мощи Елевферия и Анфии были перенесены в город Аквилея, где Елевферий был епископом, и там захоронены. За пределами Италии и Франкского королевства культ Елевферия зафиксирован в мосарабских календарях в Испании XI–XII вв. Относительно раннего почитания Елевферия и его мощей в Константинополе есть два свидетельства. Первое принадлежит Иосифу Песнописцу (IX в.), который в каноне Елевферия говорит о «токах исцелений», идущих от его раки. Второе свидетельство приведено в Синаксаре Константинопольской церкви конца X в., где упоминается о церкви во имя Елевферия в квартале Ксиролоф. Этот храм был построен при императоре Аркадии (395–408 гг.) патрикием Василием. Однако оба этих упоминания не исключают того, что свидетельства IX–X вв. могут быть исторически неточными. С Константинополем был связан мученик Елевферий Кувикуларий, пострадавший в Вифинии, однако погребённый, по мнению исследователей, скорее всего, в Константинополе (тогда Византии), откуда, согласно Житию, он был родом. Видимо, в честь этого мученика и была построена церковь патрикия Василия, и именно его мощи издревле в ней хранились. С распространением в IX–X вв. в Византийской империи почитания Елевферия Римского оно могло смешаться с культом мученика Елевферия Кувикулария. В пользу этой гипотезы говорит и тот факт, что синаксари семейства M (по классификации Ипполита Делеэ) указывают под 15 декабря память не римского мученика Елевферия, а Елевферия Кувикулария. Относительно дня памяти Елевферия западная и византийская традиции расходятся. Согласно первой, восходящей к Мартирологу Иеронима Стридонского, память Елевферия празднуется 18 апреля.

 



 
PR-CY.ru