ЕЛЕВФЕРИЙ - Страница 4

Эту же дату сохраняют каролингские мартирологи и мосарабские календари. В некоторых рукописях также засвидетельствованы 24 ноября, 6 сентября (вместо папы Елевферия). В византийских синаксарях память Елевферия и Анфии помещается под 15 декабря со сказанием и 20 (или 21) декабря без него. Устав Великой церкви указывает синаксис (собор) в честь Елевферия дважды – 15 декабря и 20 июля. Подобным образом в греческих печатных Минеях указано 15 декабря как память Елевферия и 20(21) июля – как синаксис Елевферия. В славянских Минеях сохранился только день памяти 15 декабря, где помещена служба с каноном Иосифа. Есть и другой греческий канон, приписываемый Георгию. Мраморный Неаполитанский календарь дважды упоминает Елевферия: под 18 апреля по западной традиции и 15 декабря по византийской. Однако из-за отсутствия в этом календаре каких-либо пояснений у исследователей нет уверенности, что речь идёт об одном и том же лице. В ранних латинских и византийских памятниках как святые упоминаются Елевферий и Анфия. РПЦ добавляет к ним префекта Корива по традиции, идущей от Четьих-Миней Димитрия Ростовского, который вслед за кардиналом Цезарем Баронием поместил Корива среди мучеников. Мученичество Елевферия лишено всякой исторической достоверности, однако факт существования римских мучеников Елевферия и Анфии не вызывает сомнения и подтверждается их почитанием в Риме с древних времён, что зафиксировано в Мартирологе Иеронима Стридонского (первая половина IV в.) и римских итинерариях VII в. В катакомбах «ad clivum cucumeris» на Соляной дороге упоминается захоронение мученика Либерала, о котором не сохранилось исторических сведений и которому Пётр Натальский приписал историю Елевферия. Такую возможность допускает И. Делеэ, вслед за Д. Папеброхом считавший, что речь идёт об одном и том же мученике, известном под двумя разными именами – латинский Либерал и греческий Елевферий. Это подтверждается и общностью места захоронения, указанного в римских итинерариях. Сохранилось две эпитафии мученику Либералу авторства некоего Флора (V в.), в которых он назван консулом, и упомянуто об осквернении его гробницы врагами (вероятно, при взятии Рима Аларихом в 410 г.). Однако в Мартирологе Иеронима Стридонского эти мученики различаются: память Либерала даётся под 20 или 21 декабря, и ничего не говорится об Анфии, которая упоминается вместе с Елевферием. В Греции Елевферий считается покровителем рожениц. Память Елевферия отмечена в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Елевферий не упоминается, но в рукописных славянских Минеях студийской традиции (например, Исторического музея, XII в.) под 15 декабря указывается память Елевферия, и содержатся посвящённые ему канон, цикл стихир и седален.

 



 
PR-CY.ru