ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 10

После государственного переворота 15 мая 1934 г. сейм, политические партии и общественные организации, в том числе старообрядческие руководящие органы, были распущены. В феврале 1935 г. был принят закон о старообрядческих общинах, сменивший закон Российской империи от 17 октября 1906 г. и предоставивший религиозную и хозяйственную самостоятельность старообрядческим сообществам. С 1927 г. в Даугавпилсе, затем в Риге выходили поморский церковный календарь, журнал «Наставник» под редакцией Ивана Ульяновича Ваконьи, учебники по Закону Божию, в 1928–1933 гг. под редакцией Ивана Никифоровича Заволоко издавался журнал «Родная старина». 5 августа 1940 г. Латвия была присоединена к СССР. Прокатившаяся волна репрессий затронула и старообрядческие сообщества. Был арестован и в июне 1941 г. расстрелян М.А. Каллистратов, И.Н. Заволоко провёл в заключении и ссылке 18 лет. В послевоенное время ведущим центром согласия в Латвии являлась Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, которая поддерживала тесные связи с общинами Эстонии, Литвы, Польши. Гребенщиковская община совместно с ВСС в Литовской ССР, московской поморской и московской Преображенской общинами с 1954 г. издавала «Старообрядческий поморский церковный календарь». Конец 1980 гг. ознаменовался активизацией старообрядческих общин. В феврале 1989 г. состоялся съезд старообрядцев Латвии, на котором был создан ЦС ДПЦ Латвии (до 2001 г. его председателем являлся наставник РГСО Иван Иванович Миролюбов, позднее присоединившийся к РПЦ и в 2007 г. рукоположённый во иерея). По решению съезда в октябре 1989 г. в Риге было открыто первое в СССР старообрядческое духовное  училище с двухлетним сроком обучения. Кроме латвийских старообрядцев в нём обучались старообрядцы из Москвы, Ленинграда, а также из Белоруссии, Украины и Литвы. В 1991 г. начал издаваться журнал «Златоструй». В 1992 г. новообразованная Латвийская Республика приняла закон, согласно которому были восстановлены права церковных организаций на землю, строения, имущество, принадлежавшие им до 21 июля 1940 г. Этот закон стимулировал развитие хозяйственной жизни общин, а также традиционной для старообрядчества благотворительности. Ремонтировались и строились храмы: в деревне Войтишки (1996 г.), в городах Прейли (1996 г.), Дагда (1999 г.), Илуксте (1999 г.), посёлке Калнциемс (2000 г.). Оборотной стороной этого процесса стали имущественные противоречия внутри общин. Наиболее крупный конфликт связан с Рижской Гребенщиковской старообрядческой общиной, которой в 1990 гг. было возвращено значительное имущество, после чего община стала крупнейшим в стране землевладельцем; конфликт стал причиной раскола также в ЦС ДПЦ Латвии. Новое противостояние, уже на догматической основе, возникло в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине в связи со стремлением старшего наставника И.И. Миролюбова ввести в согласии священство. 3 июня 1999 г. Смоленский и Калининградский митрополит Кирилл (Гундяев) и И.И. Миролюбов подписали совместный меморандум. В нём говорилось о необходимости «впредь категорически избегать по отношению друг к другу и к обычаям и обрядам оскорбительных и неодобрительных выражений..., не допускать порицательных выражений по отношению к придерживающимся старого обряда в лоне РПЦ..., создать при ОВЦС комиссию по рассмотрению возникающих вопросов и координации действий РПЦ и ДПЦ Латвии с возможностью вхождения в неё представителей от других течений беспоповства».

 



 
PR-CY.ru