ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 2

Церковные таинства поморцы, как и другие беспоповцы, делят на «нужно-потребные» (абсолютно необходимые для спасения), которые после воцарения Антихриста совершаются «духовно» (причащение), или их совершают избранные миряне (крещение, покаяние), и «потребные» (все остальные таинства), которые больше на земле не совершаются. Духовной жизнью общин руководят наставники (духовные наставники, духовные отцы; если в общине есть несколько наставников, то один из них может быть избран на должность старшего наставника), считающиеся «нерукоположенными пастырями Церкви». В ДПЦ существует несколько разновидностей чина благословения наставника, совершаемого, как правило, несколькими наставниками над избираемым общиной кандидатом. Обязанностью причётников является чтение за богослужением, пение на клиросе. Наиболее близкими к поморцам в вероучении и богослужебной практике являются федосеевцы (общины которых зачастую подчиняются региональным органам управления ДПЦ), главный пункт расхождения между этими согласиями – отношение к браку (федосеевцы отрицают возможность брака в отсутствие священства). Так же как и федосеевцы, поморцы многих общин не пользуются посудой, предназначенной для людей, которые не принадлежат к согласию, хотя это практически уже не встречается у беспоповцев Прибалтики. Однако строгое деление на «молящихся» (имеющих право во время богослужения петь, читать, осенять себя крестным знамением) и «немолящихся» (такого права не имеющих, обычно вследствие «обмирщения»), важное для федосеевцев, в большинстве общин ДПЦ отсутствует (встречается в сибирских общинах). Епитимьей за «обмирщение» у поморцев является молитвенное «прощённое начало» и некоторое число земных поклонов. В отличие от федосеевцев поморские наставники в некоторых общинах произносят проповеди. Присоединяющиеся к ДПЦ христиане, в том числе старообрядцы, кроме федосеевцев и филипповцев, подвергаются перекрещиванию; на федосеевцев и филипповцев, переходящих в ДПЦ, могут налагать епитимью. В ДПЦ, как и в других старообрядческих течениях, запрещено моление со старообрядцами других течений как молитвенное общение с еретиками. К началу ХХI в. насчитывалось около 400 тыс. последователей ДПЦ, в том числе в России – около 150 тыс., в Белоруссии – до 50 тыс., в Латвии – 60–70 тыс., в Литве, по данным переписи, – 27 тыс., в Эстонии – 5 тыс., в Польше – до 2 тыс., на Украине – до 10 тыс. челвек; общины и группы поморцев есть в Молдавии, Казахстане, Киргизии, Германии, США, Румынии. Название согласия связано с Поморьем, где находилось основанное в 1694 г. Даниилом Викулиным, Андреем Денисовым и иноком Корнилием Выговским Выголексинское общежительство – главный центр старообрядцев-поморцев в XVIII в. В первой половине этого столетия в результате деятельности выговских проповедников поморское согласие широко распространилось на всей территории России – крупные общины существовали в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье (в Ярославле, Саратове, на Керженце), Стародубье; очень рано поморцы появились в Верхокамье, на Урале и в Западной Сибири. Региональные центры были тесно связаны с Выгом.

 



 
PR-CY.ru