ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 7

На Соборе обсуждались значение поморских Соборов, законность браков, заключаемых вне поморского согласия, были уточнены статус и положение наставников. Большое внимание было уделено увековечению памяти деятелей поморского согласия и памятных мест, особенно Выголексинского общежительства. В августе 1917 г. в Москве собралось всероссийское совещание христиан-поморцев, на котором было разработано и одобрено «Положение о Церкви поморцев в России», предусматривавшее учреждение высших и поместных (краевых, областных, республиканских) духовных советов. Советы (в том числе Высший духовный совет) были образованы на заседании Совета соборов и съездов под председательством Т.А. Худошина в марте 1923 г. в Москве и действовали до 1930 г. В 1917–1919 гг. под редакцией В.Н. Хвальковского выходил «Вестник Всероссийского союза христиан поморского согласия». К началу XX в. число последователей поморского согласия составляло, по мнению некоторых исследователей, около 1 млн. человек. В 1920 гг. большую роль в жизни согласия, стремившегося сохранить своё духовное наследие и оградить себя от натиска безбожия, играли соборные заседания, проходившие в разных регионах. На Урале были проведены малодубровский (1923 г.), курганский (южноуральский областной, 24–27 ноября 1924 г., участвовали 420 делегатов) и верхокамский (1924 г.) Соборы. В августе 1926 г. в Барнауле состоялся сибирский старообрядческий съезд. На представительном верхокамском Соборе обсуждались «беззаконные» и смешанные браки, распространение среди старообрядцев брадобрития и табакокурения, «мирщение» в старообрядчестве, необходимость ведения метрических книг, Собор осудил неверное, с точки зрения поморцев, понимание Антихриста. В Поволжье прошли саратовский губернский съезд поморцев законнобрачного согласия (14–16 мая 1923 г.) под председательством Т.А. Худошина с повесткой, аналогичной повестке верхокамского Собора, нижегородский областной (1924 г.), саратовский (нижневолжский областной, 25–30 мая 1925 г.) Соборы. На саратовском съезде вновь поднимались вопросы о самокрестах, о церковном пении, о выборах в духовный совет, об объединении с федосеевцами, в докладе Василия Захаровича Яксанова «О современных задачах христианского общества» особо отмечались важность развития образования, прежде всего, подготовки наставников, и необходимость сохранения старообрядческих традиций. В 1920 гг. состоялся ряд северокавказских Соборов: первый (1925 г.), второй – в станице Гиагинской (в современной Адыгее; 22 мая – 4 июня 1926 г.) с участием 151 представителя из разных регионов, в том числе из Пскова, Сибири, Нижнего Новгорода, на съезде был избран Духовный совет Северного Кавказа с центром в Ставрополе. Проходили соборы и в Центральной России. 25–27 марта 1927 г. в Орехово-Зуеве первый съезд представителей духовных советов поморского согласия Центрального округа с участием 82 делегатов выработал определение статуса помощника настоятеля и порядок его избрания и поставления. В Соборе в селе Кошлакове (совремменная Белгородская область) приняли участие 200 делегатов, в том числе настоятельницы Кошлаковского и Чугуевского поморских женских монастырей.

 



 
PR-CY.ru