ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 4

Потерпев неудачу (поморцам было отказано в открытии моленной на Преображенском кладбище), поморцы стали направлять в государственные инстанции письма, порочащие федосеевцев. Конфликт 1816–1818 гг. привёл к установлению строгого надзора за федосеевским согласием и способствовал росту влияния московских поморцев. К 1826 г. их численность в Москве приблизилась к 6 тыс. человек. Важным центром согласия являлся Санкт-Петербург. В 1768 г. на Моховой ул. купцы Ф.К. и Иван Феоктистович Долговы, поддерживавшие тесную связь с Выговской обителью, во дворе своего дома устроили обширный каменный храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы с общежительством для клира, где был установлен поморский порядок богослужения. Согласно завещанию И.Ф. Долгова, все эти постройки в 1798 г. были переданы Выголексинскому общежительству и стали его подворьем. В 1800–1830 гг. подворьем управлял Фёдор Петрович Бабушкин, в 1830 г. избранный выговским киновиархом. В 1837 г. повелением императора Николая I завещание И.Ф. Долгова было объявлено не имеющим силы, подворье отобрано, в 1862 г. храм был закрыт, а иконы, книги и утварь переданы Александро-Невской лавре. При моленной на Охтинском кладбище, известной с 1740 г. и просуществовавшей до 1919 г., с 1813 г. в течение почти 30 лет жил и трудился Павел Любопытный, составивший в 1828–1829 гг. «Исторический словарь и каталог, или Библиотеку, староверческой церкви», а также чины обручения и венчания. Последователи поморского согласия были наиболее многочисленными на севере и северо-западе России. В 1820 гг. начался переход в поморское согласие многих федосеевских общин в Псковской и Новгородской губерниях, на территории современной Балтии, Западной Белоруссии, Польши. В 1805 г. было известно о восьми купеческих старообрядческих семьях в Пскове, в первой четверти ХIХ в. действовали две поморские моленные в Запсковье, две воскресные школы, закрытые в 1843 г. В конце 1850 гг. на ул. Конной купец Василий Николаевич Хмелинский устроил моленную и школу, в 1875 г. возродилась моленная в Запсковье. Разной степенью признания новожёнских браков отличались многочисленные поморские общины Новгородчины, сосредоточенные вокруг Старой Руссы, Сольцов и Пестова. Влиятельным поморским центром в Западном крае была дегуцкая община (1756–1851 гг., до начала 1820 гг. федосеевская; современный посёлок Дягучяй Утенского уезда Литвы), где в 1823 г. состоялся съезд духовных отцов, иконописцев и прихожан (14 человек), считающийся первым поморским собором в Балтии. В общине был создан «Дегуцкий летописец», в котором излагается история старообрядчества в Литве, Латвии и Западной Белоруссии до середины ХIХ в. Крупнейшим современным сообществом поморцев является Рижская Гребенщиковская старообрядческая община. Её первый храм был освящён в 1760 г., к 1830 г. число членов общины возросло до 7904 человек. Первоначально община принадлежала к федосеевскому согласию, но после принятия молитвы за царя (1813 г.) и чина бракосочетания (в начале 1830 гг.) она составила отдельное согласие «рижских федосеевцев», близкое к поморскому. Значительным влиянием и известностью пользовалась виленская (вильнюсская) община, основанная в 1830 г. (по другим сведениям, в 1825 г.), изначально принадлежавшая к поморскому согласию и к 1880 гг. насчитывавшая более 3,5 тыс. прихожан.

 



 
PR-CY.ru