ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - Страница 14

На небольшом паломническом образке этого извода второй половины XIX в. одеяние святого князя необычных цветов – зелёная ряса и красная монашеская мантия. По заказу настоятеля монастыря Феодора (Поздеевского), епископа Волоколамского, изучавшего наследие Кассиана, в 1910 гг. была написана икона Даниила Александровича и преподобного Кассиана вместе с небесным покровителем заказчика – великомучеником Феодором Стратилатом (частное собрание, Москва), где Даниил Александрович в схиме, со скрещенными на груди руками. Рельефные гипсовые иконы святого той же иконографии выполнялись в 1920 гг. наместником Данилова монастыря архимандритом Тихоном (Баляевым). Уникальное изображение Даниила Александровича с длинной бородой, в схиме и с короной на голове помещено в клейме на иконе «Собор святых великих князей, княгинь и княжон» второй половины XIX в. (собор во имя равноапостольного князя Владимира в Санкт-Петербурге) – вместе со святыми князьями Александром Невским и Феодором Новгородским. В монашеском одеянии, со свитком в руке Даниил Александрович представлен в верхнем ряду на иконе Божьей Матери «Знамение» с Собором благоверных князей и княгинь всероссийских, созданной в дар императорской семье к 300-летию Дома Романовых около 1913 г. на московской фирме Оловянишникова. Существовали иконы с фигурой Даниила Александровича в схиме в группе молящихся святых на Боголюбской иконе Божьей Матери (первая половина XIX в., частное собрание, Москва), а также его изображения с избранными благоверными князьями (икона первой половины XIX в. из Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве). Важное место отводится ему на иконах Собора Московских святых конца XIX – начала XX в. На двух близких по иконографии иконах-пядницах основатель Московского княжества изображён фронтально в центре, в схиме, по сторонам – Московские святители, мученики князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор, блаженные Василий, Максим и Иоанн Большой Колпак, великая княгиня Евфросиния (Евдокия) Московская, преподобные Андроник и Савва; вверху – Владимирская икона Божьей Матери как главная русская и московская святыня и текст тропаря: «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (на обороте одной иконы – чернильный штамп мастерской: «Первая Московская Артель художественно-иконописная»). На другой иконе возле раки с мощами Василия Блаженного в соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву Владимирской иконе Божьей Матери предстоят в коленопреклонённом молении преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, а Даниил Александрович в ряду других святых выступает как защитник Руси, в короне, княжеских одеждах, с большим мечом в руках, его облик уподоблен равноапостольному князю Владимиру. Подобное изображение благоверного князя, в венце, с седыми волосами и бородой, встречается на иконе Московских чудотворцев второй половины XIX в. на восточной грани юго-восточного столпа Успенского собора ТСЛ (во втором ряду крайний справа).

 



 
PR-CY.ru