ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 2

Наиболее значительным и заметным событием в истории духовной музыки эпохи барокко является получившая распространение в Риме, а затем и в других итальянских городах практика проведения концертов в церковном помещении – оратории (лат. oratorium, итал. oratorio – часовня, молельня). Сложившийся здесь к середине XVII в. музыкальный жанр оратории взял своё название у того места, в котором он возник и исполнялся. Глубоко и полно запечатлев духовную атмосферу эпохи, музыка итальянских ораториев стала важной частью культурной политики католической церкви. У истоков традиции стояли св. Филипп Нери (1515–1595 гг.) и основанная им Конгрегация часовни (Congregatione dell' Oratorio), вдохновлявшиеся желанием вовлечь в активную и осознанную духовную жизнь как можно большее число мирян; по свидетельству одного из учеников Филиппа Нери, тот хотел, чтобы «духовная жизнь, которую обычно считают трудным делом, стала чем-то столь привычным и домашним, чтобы человеку любого состояния она была приятной и лёгкой…». Молитвенные собрания у Филиппа Нери поначалу носили скромный, камерный характер; многое из того, что происходило на них (чтение Священного Писания и молитва на родном языке, свободное обсуждение прочитанного, проповеди, произносившиеся мирянами), стало вызывающим новшеством для религиозной жизни второй половины XVI в. Музыкальной составляющей собраний было пение лауд (итал. lauda – хвала) – традиционных многоголосных песнопений аккордового склада с простой, запоминающейся мелодией в верхнем голосе на итальянском языке. С 1563 по 1600 гг. было издано десять томов таких гимнов, главным автором их текстов был поэт А. Манни. К концу жизни Филиппа Нери эти собрания приобрели огромную популярность (на некоторые приходили тысячи людей, в том числе прелаты католической церкви), проводились с большой пышностью, для чтения проповедей приглашались лучшие проповедники Рима. Наибольшую активность конгрегация св. Филиппа Нери развивала в период римского карнавала, предлагая христианскую альтернативу традиционным развлечениям языческого происхождения. Место непритязательных лауд с начала XVII в. заняли духовные диалоги (под разными жанровыми обозначениями) в новом выразительном стиле с генерал-басовым сопровождением; для их исполнения приглашались лучшие римские артисты, выступления которых стали главным элементом ораториальных собраний, всё более эволюционировавших в направлении духовного концерта. Событием, обозначившим этот поворот, стало исполненное 8 февраля 1600 г. в часовне Новой церкви (Chiesa Nuova, пожалована конгрегации в 1575 г.) «Представление о Душе и Теле» Эмилио де Кавальери, композитора, состоявшего на службе при флорентийском дворе. С точки зрения современных представлений о музыкальных жанрах сочинение Э. де Кавальери исследователи признают первой духовной оперой. По содержанию и поэтическому складу оно имеет все признаки развёрнутой и драматизированной диалогической лауды, автором текста которой предположительно является А. Манни (Э. де Кавальери рассматривал своё сочинение как образец возрождённой им античной традиции исполнять сценическое произведение от начала до конца музыкально).

 



 
PR-CY.ru