ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 9

Несмотря на то что в XIX в., в эпоху романтизма, крупные вокально-хоровые жанры отошли на второй план, их высокие традиции, сложившиеся ранее (в эпоху барокко), позволили сохранить за ними устойчивое музыкально-историческое положение и привлекали к ним внимание многих мастеров почти во всех странах Европы. Оратории на духовный сюжет развивались в странах с глубокими религиозными и историческими корнями, со старой певческой культурой (Германия, Франция), к жанру оратории охотно обращались и представители молодых композиторских школ (Венгрия, Чехия), стремившиеся воссоздать события национальной религиозной истории, образы местночтимых святых. Большую роль в сохранении традиций церковной музыки сыграл немецкий композитор, хормейстер и педагог Карл Фридрих Цельтер (1758–1832 гг.) – основатель Института церковной музыки (1822 г.) и автор нескольких ораторий (в том числе «Воскресение и Вознесение Иисуса», 1807 г.). В странах протестантской традиции небольшие ораториальные сочинения ещё продолжали исполняться в церкви после богослужения, однако чаще местом представления ораторий становились концертные залы, театры, специально организуемые фестивали. Эти изменения позволили обновить жанр, расширить круг его сюжетов, усложнить драматургию и характеристики персонажей. Ценным для библейской оратории оказалось и её взаимодействие со смежными вокальными и вокально-инструментальными жанрами – оперой, песней. Наиболее заметный вклад в развитие церковной музыки в XIX в. внесла Германия, выдвинувшая плеяду музыкантов (церковных канторов, органистов, капельмейстеров), плодотворно работавших в жанре духовной оратории или в близких к ней жанрах. Большинство из них не обладали яркой творческой индивидуальностью, но их отличали крепкий профессионализм, хорошее знание Священного Писания и богослужебного устава. В их числе – Фридрих Вильгельм Грунд (1791–1874 гг.), Бернгард Кляйн (1793–1832 гг.), Август Фридрих Мартин Клугхардт (1847–1902 гг.) и многие др., чьи имена ныне оказались совсем забыты. Наиболее значительное место среди них занимает кантор и педагог из города Дессау Иоганн Кристиан Фридрих Шнайдер (1786–1853 гг.), автор около 15 ораторий и пассионов, охвативших широкий круг библейских сюжетов – от Сотворения мира до Страстей Господних и Страшного Cуда («Потерянный Рай», «Потоп», «Гефсимания и Голгофа» и т.д.). Современники называли его «Генделем нового времени». Его произведения были необходимым атрибутом церковных праздников в Германии и по популярности в первой половине XIX в. намного превосходили сочинения И.С. Баха и Г.Ф. Генделя. Сочинения И.К.Ф. Шнайдера отражали вкусы горожан, были просты по мелодике, опирались на народно-бытовые жанры. Немецких любителей музыки особенно восхищала его оратория «Страшный Суд» (1820 г.), написанная в духе романтических опер с яркими фантастическими эпизодами. Обращались к оратории и композиторы, больше зарекомендовавшие себя в других жанрах. Знаменитый скрипач и автор популярных в то время опер Луи Шпор (1784–1859 гг.) создал четыре оратории на сюжеты из библейской истории («Падение Вавилона», «Последние деяния», «Последние часы Спасителя», «Страшный Суд»).

 



 
PR-CY.ru