ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 6

Знаменитые любекские «Музыкальные вечера» (нем. Abendmusiken, Abendspiele) стали продолжением и развитием распространённой в североевропейских городах практики органного концерта во внебогослужебное время (по мнению исследователей, зародилась эта практика в Нидерландах во времена Яна Питерсзона Свелинка). Начало традиции положил Франц Тундер, органист церкви Девы Марии с 1641 г.; по четвергам он развлекал своей игрой горожан, идущих на биржу, привлекая к музицированию певцов и скрипачей. Сменивший его в 1668 г. Дитрих Букстехуде превратил «Музыкальные вечера» в серьёзное концертное предприятие, существовавшее за счёт пожертвований богатых горожан. В 1669 г. в церкви были построены дополнительные галереи, для того чтобы в концертах могли участвовать до сорока исполнителей. Число концертов было ограничено пятью: в двух последних рядовых воскресенья после Пятидесятницы, во второе, третье и четвёртое воскресенья Адвента. Основу репертуара составляли произведения в духе итальянской оратории, в том числе многочастные, исполнявшиеся в несколько вечеров (музыка большинства из них не сохранилась). Выбор сюжета связан, насколько исследователи могут судить, с духовной тематикой церковного календаря. Так, в основе сюжета оратории «Свадьба Агнца» (1678 г., сохранилось только либретто) лежит притча о девах мудрых и неразумных (Мф. 25:1–13), читаемая у лютеран в последнее воскресенье церковного года. На развитие немецкой духовной музыки более сильное влияние, чем «Музыкальные вечера» Дитриха Букстехуде, оказали произведения, созданные и исполненные в Гамбурге в начале XVIII в., которые ныне признаются первыми немецкими ораториями. Их создатели открыто декларировали разрыв с прежними, «устаревшими» традициями лютеранской церковной музыки и ориентацию на итальянские образцы. Инициатива в этом процессе принадлежала поэтам, которые стремились подражать слогу и строению итальянских ораториальных либретто. Так, автор первого сочинения подобного рода Кристиан Фридрих Хунольд (псевдоним Менантес) писал, что его произведение «целиком стихотворное, без Евангелиста, точь-в-точь как в так называемой итальянской Оратории». Сочинение «Окровавленный и умирающий Иисус…» К.Ф. Хунольда было положено на музыку и исполнено Райнхародом Кайзером в 1704 г. в кафедральном соборе Гамбурга в Страстные понедельник и в среду во время вечерней службы. Однако оно подверглось суровой критике со стороны пастора за сложность и нецерковный характер, скандалом завершилось и последовавшее вскоре публичное исполнение этой оратории: многие слушатели были возмущены тем, что за созерцание Страстей Христовых с них берут плату. Более счастливой оказалась судьба ораториального либретто другого жителя Гамбурга, Бартольда Генриха Брокеса («Претерпевший мучения и умирающий за грехи мира Иисус…», 1712 г.); свой вариант музыки на его тексты создали все крупнейшие немецкие композиторы того времени. По сообщению Иоганна Маттезона, ему удалось даже исполнить «Страсти» по Б.Г. Брокесу в кафедральном соборе (1718 г.), однако в целом практика исполнения ораторий в качестве церковного произведения в лютеранской Германии широкого распространения не получила.

 



 
PR-CY.ru