ДОБРОДЕТЕЛЬ - Страница 23

Восемь добродетелей помогают человеку преодолеть восемь дурных помыслов, или страстей, упомянутых Евагрием Понтийским: воздержание преодолевает чревоугодие, сильная любовь к Богу и стремление к будущим благам – блудную страсть, сострадание к бедным – сребролюбие, доброта и любовь ко всем – гнев, духовная радость – мирскую печаль, терпение, стойкость и благодарение Богу – уныние, непрестанная молитва в сердечном сокрушении – тщеславие, стремление никого не осуждать и не унижать и считать себя последним из всех – гордость. Каждой из трёх частей души Иоанн Дамаскин ставил в соответствие определённые добродетели: яростной – любовь и человеколюбие, вожделеющей – чистоту и целомудрие, разумной – духовное просвещение. Он полагал, что именно благодаря приобретению различных добродетелей (особенно «душевных») человек не только освобождается от пороков, но и приближается к Богу, духовно соединяясь с Ним; посредством практической добродетели человек приводится к «созерцанию» Творца и озаряется светом Пресвятой Троицы, что в итоге равнозначно его спасению. Тема добродетели присутствует в русской патристической и агиографической литературе. Особым почитанием в русском народе пользовались монашеские добродетели, служившие нравственно-воспитательными примерами. Наставляя монахов, Феодосий Печерский подчёркивал, что «венцы добродетелей» украшаются смирением. Духовно-аскетическая традиция Печерского подвижника имела продолжение и развитие у преподобных Сергия Радонежского, Епифания Премудрого, Нила Сорского и др. Максим Грек говорил о достижении добродетелей как о христианском подвиге: «...Господь ясно учит, что настоящая жизнь служит временем подвигов, как для приобретения добродетели, так и для истребления всякого зла...» В русской патристике учение о добродетели наиболее ярко представлено в творениях Тихона Задонского, который определял добродетели как согласие в человеке всякого слова, дела и помышления с законом Божьим. Распознать добродетель и порок может только душа, просвещённая Христом, «добродетель сама в себе есть награждение имеющим её», где истинная добродетель, там любовь. Добродетель суть истинное христианское сокровище, «которое зде собирается, но на небеси сокрывается, и в последний день в явление всему миру от Христа Судии произнесется», добродетель есть признак духовно живущего человека. Феофан Затворник, посвятив понятию добродетели отдельную главу сочинения «Начертание христианского нравоучения», определял её как стремление человеческого духа к добру, нравственное настроение и конкретное доброе дело. Иоанн Кронштадтский призывал христиан к стремлению «стяжать как можно более добрых дел, особенно сокровищ любви». Тема добродетели представлена в гимнографии православной церкви. Многочисленные характеристики христианских добродетелей, сравнения и метафоры, указывающие на их достоинство, вплетены в канву литургических текстов Постной и Цветной Триодей, Октоиха, Миней.

 



 
PR-CY.ru