ДОБРОДЕТЕЛЬ - Страница 22

Симеон Новый Богослов устанавливал генетическую связь между Евангелием, которое он уподоблял сундуку, наполненному драгоценными камнями, и жизнью по добродетели, ведущей к богопознанию: «...От заповедей рождаются добродетели, а от них откровение тайн, сокрытых и прикровенных в букве. Посредством исполнения заповедей происходит творение добродетелей, а посредством творения добродетелей происходит исполнение заповедей, и так... открывается нам дверь ведения». Итог патристическому учению о добродетели подвёл Иоанн Дамаскин, который тесно связал учение о добродетели, антропологию и сотериологию. Он полагал, что термин «добродетель» происходит от глагола «избирать», ведь добродетель «избранна и желательна, поскольку мы творим добро по своему выбору и самовластно». Как и Максим Исповедник, он связывал понятие добродетели с понятием творения человека по подобию Божию, что означает «по смыслу добродетели» и по «богоименным и богоподражательным деяниям», т.е. по человеколюбию к ближнему, милосердию, милости, любви, благоутробию, состраданию. И если все люди сотворены по образу Божию, то подобие Божие присуще немногим и только тем, кто «добродетельны и святы и, насколько возможно людям, подражают благости Божьей». Иоанн Дамаскин учил, что двусоставный (из души и тела) по природе человек имеет и двоякие чувства – душевные (они же – способности души) и телесные, а также соответствующие им двоякие добродетели и пороки – душевные и телесные. Душевные добродетели – это, прежде всего, четыре «родовые» добродетели: мужество, разумение, целомудрие, справедливость; от них рождаются другие душевные добродетели: вера, надежда, любовь, молитва, смирение, кротость, долготерпение, незлобие, благость, невозмутимость, божественное ведение, негневливость, простота, безмятежность, нелицемерие, скромность, непревозношение, независтливость, правдивость, презрение к деньгам, сострадание, милосердие, щедрость, безбоязненность, беспечальность, сокрушение, стыдливость, благоговение, устремление к будущим благам, стремление к Царству Божию, желание усыновления Богу. Телесные добродетели, которые, скорее, суть «средства к приобретению добродетелей», ведущие человека к преуспеянию в смирении и к бесстрастию, – это воздержание, пост, жажда, бдение, всенощное стояние, непрестанное коленопреклонение, немытость, ограниченность одной одеждой, сухоядение, медленноядение, малоядение, водопитие, возлежание на земле, нищета, нестяжательство, неопрятность, неукрашенность, презрение к себе, одиночество, безмолвие, невыхождение из-под крова, нужда, самодостаточность, молчание, творение рукоделия своими руками и всякое иное злострадание и телесное упражнение.

 



 
PR-CY.ru