ДОБРОДЕТЕЛЬ - Страница 24

Богозаповеданное совершенство означает воплощение в нравственном поведении личности принципа самоотречения, основанием которого являются три важнейшие христианские добродетели – вера, надежда и любовь. Вера есть, прежде всего, Божий дар (Еф. 2:8); в сокровенной сущности христианская вера представляет собой опыт переживания личного Бога – источника воскресения и вечной жизни. Но вера неотделима от верности, и, как верность, терпение и стойкость человека в ожидании исполнения Божия обетования, она понимается в качестве основополагающей христианской добродетели. Вера предполагает формирование религиозной и нравственной ответственности человека за совершаемые им поступки. Примеры верности Богу явили ветхозаветные праведники: Ной, Авраам, именуемый отцом верующих (Рим. 4:11), Моисей и др. Христианская вера как добродетель выражается в следовании за Христом, осуществившем верность в исполнении Божественного замысла. Недостаток деятельной любви христианина может восполниться смиренной верой, как говорится в молитве: «Вера же вместо дел да вменится мне...» Утверждая, что «не всякая вера есть добродетель», Владимир Сергеевич Соловьёв имел в виду веру, недостойно относящуюся к существующему объекту поклонения. «…Вера... бесов, про которых апостол говорит, что они веруют (в Бога) и трепещут, не признаётся добродетелью, потому что хотя относится к предмету существующему и абсолютно достойному, но относится к нему недостойным образом (вместо радости – с ужасом, вместо влечения – с отвращением)». Определяя веру с точки зрения её нравственной ценности, В.С. Соловьёв заключал, что «добродетелью может почитаться только та вера в высшее существо, которая относится к нему достойным образом, именно – с свободным, сыновним благочестием». Надежда – важнейшая христианская добродетель, обозначающая бытийное самополагание человеческой личности в Боге. Человеческая надежда возлагается на Бога – «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек» (Пс. 30:2), – неиссякаемая благость Которого является источником оптимизма. Христианская надежда, как и вера, осуществляется в следовании за Христом. «Надежда происходит из веры, как растение из семени, как ручей из источника». Имея метафизическое основание во Христе, надежда становится сверхъестественной религиозной добродетелью, сопровождающей человека в течение всей его земной жизни до самого момента смерти, когда отступает всякая естественная надежда. Ложная надежда полагается вне Бога. Фундаментальным примером крушения ложной надежды является падение прародителей, надеявшихся стать «как боги» (Быт. 3:5). Как самая динамичная из христианских добродетелей, надежда характеризуется желанием, ожиданием, томлением и стремлением к общению со Христом.

 



 
PR-CY.ru