ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - Страница 5

В XVI–XVII вв. чернью украшали дробницы на служебных облачениях, пеленах, церковных предметах, именуемые в описях «дробницы святые писаны чернью». Чернью декорировали и оружие. Шедеврами сребро- и златоделия в XVII в. были украшенные эмалями образцы парадного оружия работы мастеров Оружейной палаты. Камнерезное дело тесно связано с архитектурой и скульптурой. Античная традиция украшения зданий скульптурой была унаследована Византией и странами её круга. Она нашла отражение в наружном декоре христианских храмов в Малой Митрополии в Афинах (XII в.), включающем античные рельефы, трансформированные в христианском духе. Русские храмы в домонгольское время, например, собор Святой Софии в Киеве, украшали шиферными плитами с рельефными фигурами св. воинов. Небольшая шиферная икона с оплечными изображениями Спасителя и Иоанна Предтечи из собрания Алексея Сергеевича Уварова (Исторический музей) датируется XVIII–XIX вв. Иностранцы, приезжавшие в Московское государство с православного Востока (архиепископ Арсений Элассонский в конце XVI в., архидиакон Павел Алеппский в середине XVII в.), отмечали роскошь убранства церквей, обилие жемчуга и драгоценных камней на предметах и одеждах. В XVI–XVII вв. отполированными и огранёнными драгоценными камнями украшали оклады, венцы, привесы, цаты чтимых икон храмов Московского Кремля и др. Так, оклад Владимирской иконы Божьей Матери, согласно описи Успенского собора 1627 г., был убран 64 «яхонтами лазоревыми» (сапфирами) разной величины, 44 лалами, 7 изумрудами, 25 раковинами, «камнем юга», «тунпасом» (топазом), примерно 160 «гурминскими зернами» (крупными и средними жемчужинами правильной формы), не считая привесов, прикладов и мелкого жемчуга на обнизи элементов оклада. По описи 1701 г., оклад той же чудотворной иконы был украшен почти 1 тыс. алмазов, а также камнями, жемчугом и привесами. Местный образ Спасителя на престоле («Спас златая риза») имел на окладе 282 «изумрудца» помимо других камней. Согласно описи Благовещенского собора 1701–1703 гг., убор Донской иконы Божьей Матери, сделанный по заказу царицы Наталии Кирилловны в середине 1690 гг., представлял собой «настоящую минералогическую коллекцию, т.к. состоял из шести сотен разным образом огранённых изумрудов, множества других драгоценных камней и жемчужин». К камнерезному искусству относятся произведения глиптики – помещённые в оправу драгоценные и полудрагоценные камни с рельефными (камея) или контррельефными (инталия) изображениями. Византийские камеи с образами святых включались в декор предметов парадного характера (сапфировая камея X в. в составе панагии архиепископа Пимена, 1561 г., Новгородский музей-заповедник) или в заказанные государями приклады к иконам («Богоматерь Неопалимая Купина» в Кирилловом Белозерском монастыре: золотая икона с цепью и сапфировой камеей с изображением великомученика Георгия), принадлежали знатным лицам (резной образ великомученика Георгия на камне «яшмере» Мезецкого князя Семёна Романовича). Древнерусские мастера использовали античные, византийские или западноевропейские чаши из полудрагоценных камней для изготовления сосудов для причастия, например, потиров (потир архиепископа Моисея Новгородского, 1329 г., музеи Московского Кремля).

 



 
PR-CY.ru