ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – раздел изобразительного искусства, произведения которого отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений. Термин характерен для культуры Нового времени, подчёркивает подчинённое положение декоративно-прикладного искусства по отношению к другим видам изобразительного искусства. Отделение декоративно-прикладного искусства от других изящных искусств отражает концепцию превалирования эстетического значения произведения искусства над его утилитарными свойствами. Широко распространённый в западной истории искусств термин «ars minoris» («искусство малых форм»), близкий к определению декоративно-прикладного искусства, подчёркивает разницу в масштабе, не противопоставляя произведений разных видов искусств и подразумевая свободу заимствования форм и мотивов. Произведения декоративно-прикладного искусства (посуда, мебель, другие предметы быта, костюм, оружие, предметы роскоши и украшения, в том числе инсигнии – знаки власти и сана – венец, стемма, тиара) сомасштабны человеку, тесно связаны с его деятельностью, вкусом, достатком, уровнем образования, но их материалы и технологии могут во многом совпадать с другими видами пространственных искусств. Интерес к декоративно-прикладному искусству и средневековым ремёслам в среде европейских художников эпохи романтизма середины XIX в. связан с ростом выпуска промышленной продукции низкого художественного качества. Прерафаэлитами, представителями движения искусств и ремёсел, было провозглашено равноправие искусства и ремесла, и декоративно-прикладное искусство определялось как «художественные ремёсла». В 1860–1890 гг. Уильям Моррис и Форд Мэдокс Браун организовали фирму, специализировавшуюся на отделке интерьеров произведениями декоративно-прикладного искусства ручной работы. В качестве социальной формы возрождения художественных ремёсел была предложена средневековая форма объединения художников («Гильдия века», 1882 г., Англия). Понимание декоративно-прикладного искусства как самостоятельной области художественного творчества и неотъемлемой составляющей синтеза искусств, отчасти созвучной средневековому церковному художественному синкретизму, характерно для стиля модерн в начале XX в., например, для работ художников абрамцевского кружка и объединения «Мир искусства» (Михаил Александрович Врубель, Виктор Михайлович Васнецов, Елена Дмитриевна Поленова и др.). Художники-авангардисты XX в., которые ставили задачей преобразование человека посредством реформирования быта и условий жизни, часто работали в сфере декоративно-прикладного искусства (например, рисунки для тканей Варвары Степановой 1920 гг.). Сочетание творческой свободы в трактовке образа, свойственной ведущим пространственным искусствам, с обилием форм и материалов декоративно-прикладного искусства стимулировало развитие дизайна – ведущей специализации современного искусства, художественной промышленности и индустрии массовых товаров в XX в. С конца XX в. в России активно возрождаются промыслы, специализирующиеся на изготовлении предметов церковного обихода.

 



 
PR-CY.ru