ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - Страница 9

Лицевое церковное шитьё в западной традиции могло иметь монументальный и мемориальный характер. Так, на ковре из Байё (около 1080 г., Музей в Байё; 2х0,5 м) запечатлена история завоевания Англии норманнами. Кроме того, западная традиция использовала тканые стенные произведения (шпалеры) с изображениями новозаветных событий (поклонение волхвов, житие Богородицы, Апокалипсис). Некоторые тканые изделия церковного назначения, например, производившиеся во французском городе Туре ковры для скамей хора с обильным цветочным декором, имитировали завесы с приколотыми живыми цветами, традиционно украшавшие улицы во время прохождения религиозных процессий в праздник Тела Господня (Corpus Christi). Со Средних веков до конца XVI в. в Нидерландах, Франции, Германии изготовляли тканые произведения, предметы церковного облачения, а также гобелены и шпалеры с сюжетами церковного характера. С эпохи Ренессанса гобелены ткали по картонам известных мастеров, в том числе на религиозные сюжеты (серия гобеленов «Сказания о деве Марии Саблонской», Брюссель, 1518–1519 гг., по картонам, как полагают исследователи Барента ван Орлея). С XVII в. до начала XIX в. интерес к религиозным сюжетам и иной продукции церковного характера падает, европейские гобеленные мануфактуры сосредоточиваются на повторении произведений ведущих светских мастеров (Питера Пауля Рубенса, Франсуа Буше и др.). Дерево, в том числе редких пород (кипарис – материал афонских резчиков), – один из наиболее древних материалов декоративно-прикладного искусства. Ведущие техники обработки дерева – резьба и точение. Деревянные произведения церковного декоративно-прикладного искусства близки к произведениям архитектуры: царские и входные врата, например, «Златые» врата для южного входа в собор Святой Софии в Новгороде (1560 гг., фрагменты в Русском музее), тябла и иконостасы XVII–XVIII вв., амвоны, например, новгородский амвон (1533 г., Русский музей) и скульптуры (статуи, распятия, вотивные кресты, например, Людогощинский крест (1359 г., Новгородский музей-заповедник), к «иконам на рези» («Никола Можайский», XIV в., Третьяковская галерея; «Никола Можайский», XIV в., Никольская церковь Высоцкого монастыря в Серпухове). Из дерева изготовлялись служебные сосуды, а также деревянные кресты, чётки, плошки, производимые монастырскими мастерскими для паломников наряду с написанием образов почитаемых святых, копий чтимых в обители икон и с переписыванием Житий. В XVI–XVII вв. деревянной резьбой обильно украшали двухсторонние кресты, оправленные драгоценными окладами. Приёмам резьбы по дереву близки приёмы обработки кости: слоновая (хрисоэлефантинная техника) была известна с Античности, позже в Византии, а также в Западной Европе. Русские мастера резали из моржовой кости (Киликиевский крест (1569 г., Вологодский музей-заповедник), резная икона «Святитель Пётр, митрополит, с житием» (начало ХVI в.), по изводу аналогичная живописной иконе Дионисия).

 



 
PR-CY.ru