ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - Страница 6

Подобные чаши имелись в московских и новгородских соборах (опись 1577–1578 гг. фиксирует в соборе города Коломны «патыр… сердоличен»). Среди техник художественной обработки стекла распространены выдувные изделия, штамповка, резьба, гравировка. Стеклянная посуда производилась в Древнем Египте, Древней Греции и Риме, в Византии. В домонгольской Руси пользовались спросом цветные стеклянные бусы и браслеты. В Западной Европе в эпоху готики стали делать стеклянные реликварии архитектурных форм, использовавшиеся для демонстрации святынь во время религиозных процессий и церемоний. Расцвет западноевропейского художественного стекла начался с эпохи Ренессанса. Стекло было основой витража – вида монументальной живописи, достигшего высшего развития в Западной Европе, однако известного в Византии и странах её круга. Из стекла изготовлялась смальта для мозаики монументальной и миниатюрной (образцами последней являются византийские иконы XIII–XIV вв.). Стекло является основой перегородчатой и выемчатой эмали, украшающей изделия из металла. Техника перегородчатой эмали, получившая развитие в Византии IX–XII вв., состоит в напаивании на металлическую поверхность тонких перегородок, образующих контуры изображений. Пустоты между ними заполняются порошкообразной цветной стеклянной массой, разведённой на воде или растительном связующем (мёд, смола), с последующим обжигом и полировкой изделия. Наиболее знамениты эмали константинопольских мастерских, работавших как для византийских, так и для иностранных заказчиков (эмали X–XII вв. Пала д'Оро; первоначальные дробницы Мстиславова Евангелия, первая четверть XII в.). Более простой разновидностью эмали является выемчатая, предполагающая заполнение стеклянной массой углублений в медной или бронзовой основе, образующих изображение. Одним из древнейших центров производства эмалей был город Лимож. Лиможскими эмалями украшены предметы утвари, найденные при археологических исследованиях в Суздале, оклад Евангелия из Антониева монастыря (XIII в., Новгородский музей-заповедник). В зрелом Средневековье крупнейшим центром производства эмали был Новгород, на рубеже XV и XVI вв. эта роль перешла к Москве. В XVII в. в различных русских центрах (Вятка, Ростов, Усолье) процветала живописная эмаль, украшавшая небольшие дробницы-медальоны. На серебряную или медную основу наносили фоновый слой одноцветной эмали, затем его расписывали эмалевыми красками, обжигали и полировали. С петровской эпохи в этой технике создавались портреты (мастера Андрей Григорьевич Овсов, Григорий Семёнович Мусикийский). Одним из крупнейших центров производства эмали был Ростов, где к середине XIX в. работали около сотни мастеров-эмальеров. В XVIII–XIX вв. эмалевыми медальонами (дробницами) с изображениями священных сюжетов украшали предметы церковного убранства (потир работы Егора Искорникова для Донского монастыря, 1795 г., Исторический музей; дарохранительница Казанского собора, 1803–1807 гг., музей истории религий; эмалевые вставки работы Дмитрия Ивановича Евреинова со сценами «Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне» по оригиналу Антона Рафаэля Менгса, «Воскресение Христа» по оригиналу неизвестного художника, «Преображение» по оригиналу Рафаэля, «Святое Семейство» по оригиналу Аньоло Бронзино), облачения и архиерейские митры (митра XIX в., музей-заповедник «Ростовский кремль»), оклады икон и напрестольных Евангелий.

 



 
PR-CY.ru