ДРЕВНЯЯ РУСЬ - Страница 8

Как международное положение, так и задачи внутренней консолидации Древней Руси, неоднородной в этническом, а значит, и в религиозном отношении, настоятельно требовали официальной христианизации. Благоприятные для Руси внешнеполитические обстоятельства второй половины 980 гг., когда византийский император Василий II Болгаробойца был вынужден просить русской военной помощи для подавления мятежа Варды Фоки, позволили Владимиру быстро сделать решительный шаг к принятию христианства: в 987–989 гг. за личным крещением Владимира и его окружения последовали брак Киевского князя с сестрой императора Василия II царевной Анной, разрушение языческих капищ и массовое крещение киевлян (см. Крещение Руси). Такое замужество багрянородной принцессы было вопиющим нарушением византийских династических принципов и заставило империю принять активные меры по организации Древнерусской церкви. Были учреждены Киевская митрополия и несколько епархий в крупнейших или ближайших к Киеву городских центрах, по мнению исследователей, в Новгороде, Полоцке, Чернигове и Белгороде (под Киевом, ныне не существует), которые возглавили греческие иерархи. В Киеве греческими мастерами был воздвигнут первый на Руси каменный храм – Десятинная церковь (завершён в 996 г.), находились привезённые в числе других святынь из Херсонеса мощи св. Климента, папы Римского. Кафедральным митрополичьим собором в Киеве стал первоначально деревянный храм Святой Софии, Премудрости Божьей. Княжеская власть взяла на себя материальное обеспечение церкви, которое носило, по крайней мере, в ранний период, централизованный характер (см. ст. Десятина церковная), а также приняла ряд других организационных мер: строительство храмов на местах, набор и обучение детей знати для обеспечения церкви кадрами священнослужителей и т.д. Приток богослужебных книг на церковнославянском языке осуществлялся на Русь преимущественно из Болгарии (см. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру). Проявлением новообретённого государственного престижа Руси стал чекан Владимиром золотой и серебряной монеты, иконографически близкой к византийским образцам, но экономического значения, судя по всему, не имевшей и исполнявшей политико-репрезентативные функции; подхваченный в начале XI в. Святославом (Петром) Владимировичем и Ярославом (Георгием) Владимировичем, позднее этот чекан продолжения не имел. Помимо задач христианизации важнейшими моментами в политике Владимира после крещения явились оборона западных рубежей от давления со стороны Древнепольского государства, резко усилившегося в правление Болеслава I Храброго (992–1025 гг.), и отражение печенежской угрозы. На западе Руси был укреплён такой важный город, как Берестье (современный Брест), и построен новый – Владимир (современный Владимир-Волынский). На юге многочисленными крепостями, а также земляными валами с деревянными палисадами Владимир укрепил берега Сулы, Стугны и других рек, прикрывавших подходы к Киеву со стороны степи. Существенной приметой времени Владимира стало завершение славянизации княжеского рода (начавшейся в середине Х в.) и его варяжского окружения (Владимир в отличие от отца был наполовину (по матери) – славянского происхождения). Варяги не перестали приезжать на Русь, но они уже не пополняли правящую верхушку Древнерусского государства или элиту торгово-ремесленных центров, а выступали, в основном, как военные наемники князей.

 



 
PR-CY.ru