ДРЕВНЯЯ РУСЬ - Страница 10

Это нашло выражение и в церковной жизни: в поставлении в 1051 г. на Киевскую митрополию собором русских епископов русина Илариона, в общерусском прославлении святых Бориса и Глеба как небесных покровителей династии и Руси в целом и в первых оригинальных произведениях древнерусской литературы (в Похвале князю Владимиру в Слове о законе и благодати Илариона), а в 1030–1050 гг. – в радикальном преобразовании архитектурного облика Киева по константинопольской столичной модели (в многократно увеличившемся по сравнению с городом Владимира городе Ярослава были воздвигнуты парадные Золотые ворота, монументальный кафедральный Софийский собор и другие каменные постройки). Каменные кафедральные соборы, посвящённые Святой Софии, Премудрости Божьей, были также возведены в этот период в Новгороде и Полоцке (последний построен, как полагают исследователи, вскоре после смерти Ярослава). Правление Ярослава – эпоха расширения числа школ и появления первых древнерусских скрипториев, где осуществлялись копирование церковнославянских текстов, а также, как полагают исследователи, переводы с греческого языка. Политический строй Древней Руси при Владимире и Ярославе определялся, в общем, характером междукняжеских отношений. Согласно понятиям, унаследованным от более раннего времени, государственная территория и её ресурсы считались коллективной собственностью княжеского рода, и принципы владения ими и их наследования вытекали из обычного права. Повзрослевшие сыновья князя (обычно в 13–15 лет) получали в держание те или иные области, оставаясь при этом под отцовской властью. Так, при жизни Владимира его сыновья сидели в Новгороде, в Турове, во Владимире-Волынском, в Ростове, в Смоленске, в Полоцке, в Тмутаракани. В Новгороде и на Волыни (или в Турове) посадил своих старших сыновей Ярослав. Таким образом, этот способ содержания княжеского семейства был одновременно механизмом государственного управления землями Руси. После смерти князя-отца государственная территория подлежала разделу между всеми его взрослыми сыновьями. Хотя отцовский стол доставался старшему из братьев, отношения подчинения областей киевскому столу при этом исчезали, и политически все братья оказывались равноправны, что влекло за собой фактическое дробление государственной власти: как Святославичи, так и Владимировичи были политически независимыми друг от друга. В то же время после смерти старшего из братьев киевский стол доставался не его сыновьям, а следующему по старшинству брату, который брал на себя устройство судьбы племянников путём их наделения. Это вело к постоянным переделам общегосударственной территории, что являлось своеобразным способом сохранения политического единства, не исключая и потенциального единодержавия. Очевидные недостатки этого строя с точки зрения более зрелого государственного сознания привели Ярослава Мудрого к учреждению сеньората, т.е. к усвоению старшему из сыновей некоторой суммы наследуемых от отца политических прерогатив в общегосударственном масштабе: статуса гаранта династического правопорядка, охранителя интересов церкви и т.п.

 



 
PR-CY.ru