ДОХИАР - Страница 19

Одну из ранних попыток сохранения архива по просьбе отцов Дохиара предпринял в 1791 г. Никодим Святогорец, точно переписавший десять византийских документов, касающихся привилегий и владений обители. Наиболее древним византийским документом является грамота императорского нотария Иоанна Каматира 1037 г., определяющая границы Дохиара и подтверждающая его владения за пределами Афона. Есть и другие подлинные исторические документы, по большей части указы императоров, например, Алексея I Комнина (1089 г.), хрисовулы Михаила VIII Палеолога (1267 и 1280 гг.), Андроника III Палеолога (между 1325 и 1332 гг.), Иоанна V Палеолога (1343, 1351 и 1355 гг.), Иоанна VI Кантакузина (1349 г.), Мануила II Палеолога (1409 г.), сербского короля Стефана Душана (1349 г.) и др., а также два поддельных хрисовула Иоанна Палеолога (1355 г.). Есть немалое количество патриарших грамот, четыре из которых относятся к византийской эпохе: три патриарха Каллиста I (1355 г.) и одна – Филофея Коккина (1375 г.). Кроме множества более поздних патриарших документов, среди которых исследователи отмечают сигиллий патриарха Парфения IV об учреждении ставропигии (1660 г.) и не имевшее результата синодальное послание Константина I о введении киновии (1834 г.), в архиве хранится большое число распоряжений митрополитов, епископов и Протата, монастырские акты. Архив оттоманских документов насчитывает более 1,2 тыс. единиц на турецком языке, охватывающих период с конца XV в. до конца XIX в. Есть также около десяти славянских рукописей: сербское Четвероевангелие середины XIV в.; болгарское Четвероевангелие 1489–1503 гг., перевод на славянский язык «Повести о чудесах великих чиноначальников Михаила и Гавриила в святой великой обители Дохиар на Святой Горе», выполненный, как ранее считалось, протом болгарского происхождения Серафимом около 1505 г., и другие сербские и болгарские тексты. Румынский отдел архива объёмен – 933 документа, охватывающие период с начала XVII в. по вторую треть XIX в., причём только 11 из них выполнено на пергамене, а остальные – на бумаге. Наиболее древние рукописи (14) по большей части написаны на славянском языке, 11 – на греческом, а остальные – на румынском. Самый древний документ датируется 1579 г. и принадлежит валашскому господарю Александру II Мирче, другой – Михнею Потурченному (1579 г.), наиболее поздний датируется 1863 г.

 



 
PR-CY.ru