ДОХИАР - Страница 16

Во втором сверху поясе западной части северной и южной стен помещены циклы Богородицы и Иоанна Предтечи, соответственно имеющие продолжение на западной стене. Искусно выполненный резной позолоченный иконостас датируется 1783 г. Лити был расписан теми же мастерами одновременно с основным объёмом кафоликона. На восточной стене, по обе стороны от центрального входа, размещён Деисус, где образу Иоанна Предтечи парным является изображение Николая Чудотворца, в арке над входом – Собор небесных сил бесплотных. Над северной и южной дверями – «Благовещение» и апостолы Пётр и Павел. Верхние зоны стен и своды расписаны многочисленными сценами из житий мучеников. Активное обращение к теме мученичества характерно для эпохи турецкого владычества на Балканах. В росписи представлены также циклы земной жизни Христа, Богородицы, истории Адама и Евы и иллюстрации 24 икосов Акафиста Богородицы. Примерно половину северной стены занимает композиция «Корень Иессеев». На западной стене выделяются композиции «Христос – Виноградная Лоза» и «Лествица св. Иоанна», на южной – «Крещение Христа» и «Этимасия» над ним. В проёмах центрального сводчатого окна южной стены помещены изображения ктитора и его семьи – молдавского господаря Александру Лэпушняну с супругой Роксандрой и тремя детьми, в том числе наследником престола Богданом. Лики выписаны тщательно, переданы индивидуальные черты. В экзонартексе помещён цикл из 21 композиции на тему Откровения апостола Иоанна Богослова по 21 гравюре Ганса Гольбейна Младшего. Созданный в 1676 г., он является третьим по времени создания из десяти аналогичных циклов, сохранившихся на Святой Горе. Первые два – в кафоликоне монастыря преподобного Дионисия (1563–1568 гг.) и написанный по его образцу цикл в старом кафоликоне монастыря Ксенофонт (1637 г.) – совмещают детали серии гравюр Лукаса Кранаха Старшего, подготовленной в 1522 г. для первого издания немецкого перевода Нового Завета Мартина Лютера («Сентябрьский Новый Завет»), с деталями созданной на её основе (с незначительными изменениями) в 1523 г. серии Г. Гольбейна. Цикл в Дохиаре опирается исключительно на гравюры Г Гольбейна, что говорит о независимом от двух предыдущих циклов обращении к первоисточнику, попавшему на Афон через ктиторов Дохиара – валашского господаря Александру и его жену Роксандру. Здесь же – пять сцен, иллюстрирующих чудо архангелов с обретением клада. В центре западной стены расположена композиция «Что Тебе принесём, Христе», на северной стене – «Успение преподобного Ефрема Сирина», на южной – житие преподобного Герасима Иорданского. С севера к кафоликону примыкает низкая пристройка с парекклисионом сорока мучеников Севастийских, с северо-запада – колокольня (1736 г.). Крытая галерея перед экзонартексом соединяет кафоликон со входом в трапезную.

 



 
PR-CY.ru