БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ - Страница 4

Ещё пять канонов о блудном сыне указаны в рукописях для второй недели поста. Самогласные стихиры, положенные в современной Триоди в Неделю блудного сына, были написаны Стефаном Савваитом (исследователям известны два Стефана Савваита, один ум. в 794 г., другой ум. около 807 г.). В рукописях также приводится ряд подобных стихир, вышедших из употребления. Песнопение «Объятия Отча» – это проимий кондака Романа Сладкопевца, зафиксированный в греческих и славянских Кондакарях в Неделю блудного сына и присутствующий уже в Триоди Sinait. gr. 734 (Студийско-Алексиевский Типикон называет его кондаком, так же, как и принятый ныне в Русской православной церкви Требник); в иерусалимских Типиконах и Триодях это песнопение обычно называется седальном. Роману Сладкопевцу также принадлежит кондак «Блудного поревновал», который помещен в Неделю блудного сына в Кондакарях X–XI вв. и XI в., в неделю вторую поста. Анонимный кондак третьего гласа, который приводится в современной Триоди, исследователи встречают во многих рукописных Кондакарях и Триодях с X в. Раскрытию притчи о блудном сыне в современной Триоди посвящены также первый канон на утрене второй недели и все самогласны третьей седмицы Великого поста. То же содержание имеют надписанные именем Иосифа Студита трипеснец в понедельник и подобны на «Господи, воззвах» в понедельник и среду третьей седмицы поста (исследователи полагают, что песнотворец знал о связи третьей седмицы Великого поста с воспоминанием притчи о блудном сыне). Канон четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа, с алфавитным акростихом в тропарях и именем Феофана в богородичнах, выписан в качестве третьего канона Недели блудного сына уже в Sinait. gr. 734. Евергетидский Типикон предписывал петь его на паннихис в неделю вторую поста. Иерусалимский устав указывает петь этот канон на утрене второй недели (однако в современной греческой Триоди канон отсутствует, сохраняясь в русской). Также исследователям известны ещё семь канонов на вторую неделю поста, не вошедших в печатные книги: 1) иерусалимского патриарха Илии III (ум. около 797 г.), третьего гласа, с акростихом «Хвала Илии на блудного сына», ирмос (начало: «Проводя пост непорочно, как сказал Учитель») XI в. предположительно Феодора, первого плагального, т.е. пятого, гласа, ирмос (начало: «Все изумимся неизречённому Божиему о нас милосердию»); Иосифа второго плагального, т.е. шестого, гласа, указанный в некоторых изданиях греческой печатной Триоди (например, римской 1879 г.) для второй недели поста, а также в рукописях, происходящих из монастыря Гроттаферрата XI–XII вв., ирмос (начало: «Приими меня, Спасе»), с акростихом: «»Приими меня, Спасе, как блудного в древности»); второго гласа, с акростихом в богородичнах, ирмос (начало: «О, душа окаянная»): Российская национальная библиотека, 1360 г.; Париж, XV в. (в этой рукописи канон помещён на повечерии); канон второго плагального, или шестого, гласа с именем епископа Исаии в акростихе: «Плач Исаии, епископа малейшего...», ирмос (начало: «Плач все принесём Создателю»): Парижская рукопись XIII в.; четврёртого плагального, или восьмого, гласа, ирмос (начало: «Ныне на исход, душа моя»); второго плагального, или шестого, гласа, ирмос (начало: «Меня, сына Безначального Отца»). В парижской рукописи XI в. в неделю вторую дан тот же канон Иосифа, что и в Неделю Блудного сына в современной Триоди. Самогласные стихиры Андрея Пира, размещённые в иерусалимских Триодях на третьей седмице Великого поста, в студийских использовались дважды – на Неделе блудного сына и в качестве самогласнов третьей седмицы.



 
PR-CY.ru