БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ - Страница 3

В целом устав службы близок к указаниям пятой главы Типикона (см. ст. Знаки праздников месяцеслова), но в службе Недели блудного сына (как и большинства недель Триоди) воскресный кондак заменён триодным, а евангельская стихира вытеснена триодным славником и поётся перед первым часом. Кроме того, на Неделе блудного сына начинается пение дополнительного к полиелею Пс. 136 «На реках вавилонских». Типикон предписывает петь этот псалом на восьмой глас (такое исполнение Пс. 136 бывает лишь трижды в году и помимо Недели блудного сына положено также в две последующие недели – Мясопустную и Сыропустную). Наконец, в Неделю блудного сына, как и во все воскресенья Постной Триоди, начиная с Недели о мытаре и фарисее и заканчивая пятой включительно, обычные припевы к Пс. 50 на утрене заменяются особыми. В дореформенной русской традиции (XVI – первая половина XVII вв.) на Недели блудного сына и Недели о мытаре и фарисее и Мясопустную на Пс. 50 на «Слава» и «И ныне» пели обычные припевы (постовое начиналось лишь с Сыропустной недели), но на «Помяни меня, Боже:» – уже «Множества содеянных». Устав Недели блудного сына в греческом приходском Типиконе отличается от русского тем, что здесь на «Господи, воззвах» стихиры Октоиха поются на семь, а Триоди – на три; на хвалитех - Октоиха на пять и Триоди на три; почти то же (на «Господи, воззвах» шесть и четыре, на хвалитех – пять и три стихир Октоиха и Триоди) – и в первопечатном русском Типиконе 1610 г. При совпадении с Неделе блудного сына больших праздников неподвижного круга Типикон предписывает соединять их службы. В месяцесловной части Типикона есть пять Марковых глав, посвящённых соединениям подготовительных недель Великого поста со службами Трёх святителей (30 января), предпразднства и самого праздника Сретения Господня (2 февраля), а также его попразднства и отдания. Среди храмовых глав присутствует глава 25, посвящённая службе престольного праздника в храме святого в предпостовые недели, отсылающая к Марковой главе Сретения. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. кроме марковых есть общая глава о великом или храмовом святом в предпостовые недели, где (в отличие от двадцать пятой храмовой главы современного Типикона) соединение служб расписано подробно. В некоторых современных невизантийских лекционариях (коптском, католическом и англиканском) притча о блудном сыне также находится среди великопостных чтений – в третье и четвёртое воскресенья поста соответственно. Гимнография Недели блудного сына тематически посвящена осмыслению евангельской притчи о блудном сыне; её основной мотив – раскаяние молящегося, представляющего себя блудным сыном, удалившимся от Небесного Отца в страну греха. Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.), автор синаксаря Недели блудного сына, подробно раскрывая смысл притчи, писал, что она читается накануне поста для того, чтобы побудить верующих к раскаянию и предохранить их от отчаяния. Канон Иосифа второго гласа с именем песнописца в акростихе девятой песни указывается как студийскими, так и иерусалимскими Типиконами и уже в Триоди X в. выписан первым; вторым здесь выписан другой канон первого плагального, т.е. пятого, гласа, ирмос (начало: «Все ныне воскликнем»), с акростихом «»Петра канонарха и диакона плач», имеющий вторую песнь, он же присутствует и в славянской Орбельской Триоди (Российская национальная библиотека, XIII в.). В рукописи 1120 г. сохранился также фрагмент (седьмая – девятая песни) анонимного канона второго плагального, т.е. шестого, гласа на Неделю блудного сына, с фрагментом акростиха «[Пом]илуй нас. Аминь»).

 



 
PR-CY.ru