БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ - Страница 2

Следы этой практики исследователи видят и в относительно поздних памятниках XIII в. и даже в синаксаре XV в., приплетённом к Добромирову Евангелию XII в. Новое распределение чтений и соответственно памятей святых предпостового и великопостного циклов с IX–X вв. было принято повсюду на греческом Востоке, в том числе и в Иерусалиме. Так, древняя рукопись Триоди X в. озаглавлена: «Триодь, с Богом, все последование... от блудного до Великой субботы» (другая рукопись XI в. также начинается с Недели блудного сына). Следы древней иерусалимской традиции исследователи видят в начинающемся с Мясопустной недели Евангелиарии IX–X вв., который в целом следует послеиконоборческой константинопольской лекционарной системе, но где в неделю вторую поста (озаглавленную: «Неделя вторая... блудного и делателей») приведены три чтения: Мк. 2:1–12 (чтение второй недели поста по новой константинопольской системе), Мф. 20:1–16 («делателей») и, наконец, «другое блудного, от Луки». Не позже чем с XI в. к предпостовому циклу прибавляется ещё одна неделя, о мытаре и фарисее, и Неделя блудного сына окончательно становится вторым по счёту воскресеньем подготовительного к Великому посту периода. Это отражено во всех редакциях Студийского и затем Иерусалимского уставов XI в. и всех последующих веков, вплоть до принятых ныне. Тем не менее, следы того, что некогда притча о блудном сыне читалась не перед Великим постом, а в его вторую неделю, сохраняются в Триоди вплоть до настоящего времени в виде парафразирующих эту притчу песнопений, исполняемых не только в Неделю блудного сына, но и во вторую неделю Великого поста и в следующую за ней седмицу. Согласно всем основным редакциям Студийского устава XI в. (таким, как константинопольские Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. и Евергетидский Типикон последней трети XI в., афонский Типикон Георгия Мтацминдели XI в.), на Неделю блудного сына воскресная и триодная службы соединялись с последованием дневного святого из Минеи. Многие из гимнографических текстов, используемых этими Типиконами в Неделю блудного сына, в более позднем Иерусалимском уставе перемещены на третью седмицу Великого поста (следующую после второй недели) и вместе со вторым (по отношению к помещенному в службе Недели блудного сына) каноном о блудном сыне во вторую неделю поста находятся там и в настоящее время. Южно-итальянский Мессинский Типикон 1131 г. уже не допускает возможности соединения службы Недели блудного сына с последованием рядового (непразднуемого) святого; гимнографический формуляр здесь сходен с формуляром Иерусалимского устава, выписанным уже во многих Триодях XIII в. (например, Российской национальной библиотеки, Библиотеки Академии Наук). По Типикону, принятому ныне в Русской православной церкви, в Неделю блудного сына отменяется последование рядового святого, а к воскресной (из Октоиха) службе рядового гласа прибавляется триодная (на «Господи, воззвах» к шести стихирам Октоиха прибавлены две стихиры Недели блудного сына по дважды и славник; из Триоди берутся славники на литии и на стиховне; к трём канонам Октоиха (на восемь) прибавлен канон Недели блудного сына на шесть, после третьей песни которого поются седален и богородичен, а после шестой – кондак с икосом Триоди; к воскресному эксапостиларию прибавлены два светильна Триоди и богородичен; на хвалитех к пяти стихирам Октоиха прибавлены три Триоди и славник; евангельская стихира поётся перед первым часом; на литургии – блаженны Октоиха на шесть и Триоди (канон, песнь шесть) на четыре, прокимен и аллилуиарий рядового гласа, чтения Недели блудного сына).

 



 
PR-CY.ru