БАЛЛАДА - Страница 4

Первая его баллада «Людмила» (1808 г.) переделана из «Леноры» Готфрида Августа Бюргера. Она произвела сильное впечатление на современников. «Было время, – говорит Виссарион Григорьевич Белинский, – когда эта баллада доставляла нам какое-то сладостно-страшное удовольствие, и чем более ужасала нас, тем с большей страстью мы её читали. Она коротка казалась нам во время оно, несмотря на свои 252 стиха». Василий Андреевич Жуковский перевёл лучшие баллады Фридриха Шиллера, Иоганна Вольфганга Гёте, Людвига Уланда, Роберта Соути, Томаса Мура, Вальтера Скотта. Оригинальная его баллада «Светлана» (1813 г.) была признана лучшим его произведением, так что критики и словесники того времени называли его «певцом Светланы». Баллада как сюжетное стихотворное произведение представлено такими образцами, как «Песнь о вещем Олеге», Александра Сергеевича Пушкина. Ему принадлежат также баллады «Бесы» и «Утопленник», Михаилу Юрьевичу Лермонтову – «Воздушный корабль» (из Цедлица); Якову Петровичу Полонскому – «Солнце и месяц», «Лес» и др. Целые отделы баллад исследователи находят в стихотворениях графа Алексея Константиновича Толстого (преимущественно – на древнерусские темы) и Афанасия Афанасьевича Фета. Начиная с XVIII в. распространились песни на тексты поэтических баллад. Образцы песенной баллады оставили видные представители австро-немецкого романтизма: Иоганн Готфрид Карл Лёве, Франц Петер Шуберт (особенна знаменита его баллада «Лесной царь»), Роберт Шуман, Хуго Вольф. В России песенная баллада появилась в XIX в. под влиянием немецкой. Таковы, например, баллады Алексея Николаевича Верстовского «Чёрная шаль» (на стихи Александра Сергеевича Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи Василия Андреевича Жуковского), «Море» Александра Порфирьевича Бородина, «Забытый» Модеста Петровича Мусоргского. В опере «балладой» композиторы называли арию повествовательного характера (не обязательно с романтическими коннотациями), например, баллада Сенты из оперы «Летучий голландец» Вильгельма Рихарда Вагнера, баллада Финна («Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки), баллада Томского («Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского). Примерно с середины XIX в. «балладой» композиторы-романтики стали называть и инструментальные пьесы повествовательно-картинного характера. Всемирную известность приобрели музыкальные баллады Фредерика Шопена. Инструментальные баллады также писали Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Эдвард Григ. В XX в. образцы баллад исследователи встречают в сочинениях русских композиторов-традиционалистов, опиравшихся на романтическую эстетику XIX в. (например, Соната-баллада для фортепиано Николая Карловича Метнера, Концерт-баллада для виолончели с оркестром Александра Константиновича Глазунова, Симфония-баллада Николая Яковлевича Мясковского). Во второй половине XX в. термин «баллада» стал использоваться в популярной музыке для обозначения медленных композиций о любви (см. рок-баллада).



 
PR-CY.ru