БАЛЛАДА

БАЛЛАДА – многозначный литературный и музыкальный термин. Основные значения: средневековая поэтическая и текстомузыкальная форма; лирический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV–XVI вв.; поэтический и музыкальный жанр в XVIII и XIX вв., популярный у романтиков и их позднейших эпигонов. Слово «баллада» («balada», также в уменьшительной форме – «baladeta») применительно к поэзии впервые регистрируется в рукописях с провансальскими стихами XIII в. Судя по немногим (шести) сохранившимся образцам, исследователи сделали вывод, что слово употреблялось описательно (как синоним «танцевальной песни»). Какой-либо особенной формальной структуры и закреплённой семантики жанра в провансальской «балладе» не было. В Средние века словом «баллада» называлась стихотворная (так называемая твёрдая) и текстомузыкальная форма, жанр куртуазной лирической поэзии и музыки. Возникла во Франции в конце XIII в.; к числу первых авторских образцов жанра исследователи относят одноголосные баллады Жанно де Лекюреля (около 1300 г.). Стихотворная форма включающая три строфы на одинаковые рифмы (ababbcc для семистрочной, ababccdd для восьмистрочной, ababbccdcd для десятистрочной строфы; возможны и другие схемы рифмовки) с рефреном в конце строфы. Музыкальная форма разбивает каждую строфу текста на три части: AAB. Иногда вторая половины строфы повторяется (AABB). Классические образцы жанра XIV в. оставил Гийом де Машо – автор двухсот баллад, из которых 42 он положил на музыку (наиболее знаменита «De toutes flours» – «Из всех цветов»). Многоголосные баллады Гийома де Машо – профессиональные сочинения любовно-лирического жанра, без каких-либо элементов танцевальности (несмотря на название). Особенно сложными для восприятия исследователями его политекстовые баллады (несколько текстов распеваются одновременно), написанные по аналогии с политекстовыми мотетами. Одна из баллад Гийома де Машо написана на два текста (такие баллады называют «двойными»), две – на три текста («тройные» баллады). В дальнейшем политекстовые баллады практически не встречаются. В лирике галисийско-португалских трубадуров этот жанр использовался редко, и его лучший образец представлен песней Айраса Нунеса «Bailemos nos ja todas tres, al amigas».

 



 
PR-CY.ru