АРМЯНЕ-ХАЛКИДОНИТЫ - Страница 7

Греческий и грузинский языки входили как составные в культуру армян-халкидонитов через богослужебные книги, светскую литературу, но не вытесняли армянский, о чём неопровержимо свидетельствуют памятные записи рукописей XIII в. из Западной Армении. Писцы-халкидониты упоминают князей из рода Гаврас, также православных, умалчивая и о сельджукских владетелях, и о царях Киликийского армянского царства (в отличие от писцов из расположенных поблизости нехалкидонитских армянских монастырей). Армяне-халкидониты придерживались византийской эры от сотворения мира, в то время как нехалкидониты использовали армянское летосчисление. Общины армян-халкидонитов не только на родине, но и за её пределами сохраняли свой язык, письменность, бытовые особенности – такая культурная обособленность нередко вызывала явную неприязнь единоверцев. Армяне-халкидониты называли себя «армянами» до IX–Х вв. Позже интенсивное общение с единоверцами при нежелании и невозможности слиться с ними из-за этнического и культурного своеобразия приводит к двойственному обозначению армян-халкидонитов как «армян-грузин» и «армян-греков», что заставляет их осознавать себя как особый род, племя. Однако единого самоназвания за ними не утвердилось. Наиболее специфическим их обозначением стало имя «цаты», но и под ними в источниках понимаются то «полугреки», то «обращённые в грузин». Возникновение надэтнических конфессиональных общностей, обладающих собственным самосознанием, противодействует процессу этнической консолидации, облегчает размывание границ этноса. Однако армяне-халкидониты – феномен не этнической, а культурной трансформации. По мнению этнографов, наиболее «жёсткими» комплексами духовной культуры являются язык и религия. Для армян-халкидонитов как этнокультурной группы характерны двуязычие и даже трёхъязычие (при армянских обычаях и традициях и преобладании армянской письменности) и православное вероисповедание. Их культуру исследователи считают особым типом культуры армянского этноса, обогащённым влияниями единоверных им православных церквей. Если исследователи говорят о типологии культуры армян-халкидонитов, то признают её «пограничной» не только в метафорическом, но и в прямом смысле: наиболее характерные произведения искусства и литературы армян-халкидонитов появились и бытовали на границах Византии и Армении, Армении и Грузии. Это заключение справедливо по отношению не только к архитектуре и живописи (храмы армяно-грузинских лимитрофов), но и к пограничным (акритским) преданиям, самым ярким из которых стал византийский эпос о Дигенисе Акрите. Армяне-халкидониты оказались в определённой степени чужды армянскому миру, но не стали полностью «своими» и в православном грузинском и греческом мире. Их обособленность дала возможность полиэтничной Византийской империи, скреплённой помимо государственного, прежде всего, конфессиональным единством её граждан, широко прибегать к их услугам при создании и функционировании контактной зоны с восточнохристианским миром. Переходя на службу Византии, армяне-халкидониты связывали себя с имперской идеей и православным учением, а не с греческим этносом или с тем или иным императором.



 
PR-CY.ru