АРМЯНЕ-ХАЛКИДОНИТЫ - Страница 4

Православие среди армян было, по Н.Я. Марру, «живучим, прогрессивным религиозно-культурным движением, одно время весьма плодотворным в деле подъёма национальной умственной жизни армян». Многие его исследования посвящены памятникам из среды армян-халкидонитов, переведённым с армянского языка на грузинский. О переводческой деятельности армян-халкидонитов (на армянский с грузинского и греческого языков, как с миссионерскими целями, так и для единоверцев) писали Илья Владимирович Абуладзе (1901–1968 гг.), Нерсес Акопович Акинян (1895–1963 гг.), Паруйр Мамбреевич Мурадян. Отдельным представителям армян-халкидонитов из аристократических кругов общества посвящены очерки Николая Георгиевича Адонца (1871–1942 гг.), Александра Петровича Каждана (1922–1997 гг.), Эдуарда Липаритовича Даниеляна, Рача Михайловича Бартикяна (род в 1927 г.). В ряде работ Виады Артуровны Арутюновой-Фиданян (род. в 1937 г.) рассмотрены исторические судьбы этой группы, оказавшейся в X–XI вв. в сфере политических интересов Византии, специфические черты армян-халкидонитов, обусловленные их принадлежностью к «имперской ортодоксии» и определившие линию их поведения, в частности, их присутствие в составе византийской администрации в восточных провинциях империи, где преобладал армянский этнос. Трудности в изучении армян-халкидонитов исследователи объясняют сложностью источниковедческой базы: сведения о них находятся в разноязычных (армянских, греческих, грузинских, сирийских, арабских) и гетерогенных источниках (исторические хроники, Жития святых, богословские и полемические трактаты, эпиграфика и т.п.), зачастую характеризующихся тенденциозностью и распыленностью в подаче материала. Ни в одном из них исследователи не находят сколько-нибудь развёрнутой и объективной информации об армянах-халкидонитах, хотя произведения средневековых армянских авторов полны описаний догматических разногласий как в самой Армении, так и вне её – в пределах обитания армянского этноса. Это противоречие объясняется тем, что произведений, принадлежащих армянам-халкидонитам, сохранилось немного: собрание богословских антимонофизитских документов, обнаруженных в монастыре великомученицы Екатерины на Синае, историко-полемическое сочинение «Повествование о делах армянских» Анонима Армянского (первая половина VII в.), «Типикон» Григория Бакуриани (XI в.) и ряд других произведений. Из «Повествования» исследователи делают вывод, что Каринский собор 630 г. состоялся под давлением императора Ираклия I (610–641 гг.). Однако они говорят, что в источниках нет сведений о том, что на нём была поставлена проблема «единого действия» или «единой воли» Христа: в отличие от союза с сирийскими и египетскими монофизитами эта формула не была выдвинута в качестве идейной основы для объединения с нехалкидонитской Армянской церковью. В Армении не признавалось учение ведущего идеолога восточного монофизитства Антиохийского патриарха Севира (512–518 гг.), поэтому концепция единой воли, существенная для севириан, видимо, отсутствовала у армянских богословов.

 



 
PR-CY.ru