АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА - Страница 2

Пространство между парапетом и архитравом (космитом), расчленённое колонками, долгое время оставалось открытым и перекрывалось лишь крепившейся к архитраву завесой, которая открывалась в определённые моменты совершения литургии. Такая структура получила широкое распространение и дальнейшее развитие в архитектуре православного храма. На архитраве воздвигались кресты, его фронтальная плоскость и нижняя грань декорировались резьбой. С эпохи императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.) алтарную преграду украшали изображениями, выполненными в разной технике (живопись, эмаль, резьба, торевтика), которые, как правило, устанавливались на алтарной преграде, подвешивались или крепились к ней. Одним из центральных памятников доиконоборческого периода являлась алтарная преграда Святой Софии Константинопольской, декорация которой известна по стихотворному экфрасису Павла Силенциария, посвящённому Святой Софии и прочитанному на освящении храма в 563 г. (текст является основным источником для реконструкции алтарной преграды этого памятника). Из описания известно, что она переходила в ограждение солеи и амвона и имела на своём архитраве в круглых медальонах изображения Христа, Богоматери, ангелов, пророков и апостолов, однако в какой последовательности – неизвестно. Особое явление – алтарная преграда на сирийском несторианском Востоке. Там в самых ранних известных храмах алтарная преграда решена в виде глухой стены с одной или тремя дверьми, отгораживающая собственно алтарное пространство от нефов с солеей и амвоном, подобно ветхозаветному Иерусалимскому храму с совершенно закрытым Святым Святых: церковь на «холме XI» в Хире (Месопотамия), VI в.; «верхняя» церковь в Ктесифоне (Месопотамия), около 600 г.; главная церковь монастыря на острове Харк (Персидский залив), до VII в.; церковь «объект IV» на городище Ак-Бешим (Киргизия), VII–VIII вв. Свой путь, в чём-то противоположный греческому православному Востоку, в связи с местными богослужебными особенностями получило развитие алтарной преграды на латинском Западе. С одной стороны, произошло отмирание алтарной преграды (вплоть до полного исчезновения), а не её развитие вверх. С другой стороны, совершение большей части литургии перед престолом, вынесенным в центральный неф на место амвона (особенно в храмах с почитаемыми реликвиями под престолом), а соответственно выдвижение алтарного пространства вперёд, и образование пресвитерия и хора привели к развитию не столько собственно алтарной преграды, сколько ограждения пресвитерия и хора, например, в «нижней» церкви Сан-Клементе в Риме (IV в.; переделки с IV в. по 1084 г.).

 



 
PR-CY.ru