АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА - Страница 3

В средневизантийский период на греческом православном Востоке алтарная преграда получает единое название – темплон (отсюда тябло). Получает она и единый план. Когда традиция сооружения трёхчастных алтарей становится устойчивой, алтарная преграда сдвигается от края вимы ближе к престолу и разграничивает всегда доступную для глаз молящихся переднюю часть вимы от внутренней, в определённые моменты совершения богослужения закрытой от них. Алтарная преграда может соединять края центральной апсиды и отделять лишь центральный алтарный проём, но нередко простирается гораздо шире и отделяет всю восточную часть храма. В её структуру входят врата, расположенные по оси алтаря, и два боковых прохода. Первоначально пространство между парапетом и архитравом, расчленённое колонками, могло перекрываться лишь завесой. Есть единичные источники, которые свидетельствуют об украшении алтарной преграды иконами уже в доиконоборческий период. В послеиконоборческое время складывается устойчивая традиция украшения алтарной преграды иконами с изображением основных господских и Богородичных праздников или деисуса («Апостолы Филипп, Феодор и Димитрий», часть развёрнутого деисуса XI – начала XII вв., Государственный Эрмитаж). В редких случаях декорация алтарной преграды посвящалась другим сюжетам («Житие» св. Евстратия, Эпистилий из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, XII в.). Иконы писались как на цельных эпистилиях, включавших несколько сцен, так и на отдельных досках, которые устанавливались в один ряд на архитраве. Во многих случаях алтарная преграда могла фланкироваться изображениями Христа и Богоматери, часто в форме двухчастного деисуса, в котором Богоматерь Параклис обращается к Спасителю с молитвой за род человеческий. Исследователи сообщают, что существуют источники, указывающие на практику подвешивания икон под архитравом в интерколумниях. Например, как явствует из сообщения Льва Остийского, уже в XI в. в интерколумниях подвешивались иконы (закрывали ли они при этом просветы полностью или были маленькими, источник не сообщает). В монастыре великомученицы Екатерины на Синае хранятся темперные иконы (самые ранние – X в.) с кольцами (позднейшими) в верхней части доски, явно предназначенными для подвешивания. В Преславе в Дворцовом монастыре был найден керамический «иконостас» с иконами 893–927 гг. из керамики же, имеющими закруглённую вверху форму. Согласно реконструкции Тотю Тотева, иконы помещались в верхней части арочных интерколумниев, а найденная там же прямоугольная керамическая икона – в нижней. Таким образом, исследователи предполагают, что в этой алтарной преграде было два ряда икон в интерколумниях.

 



 
PR-CY.ru