АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА - Страница 4

Однако, по мнению большинства исследователей (Алек Эпштейн, М. Аспра-Вардавакис), процесс заполнения интерколумниев иконами получил своё развитие не ранее начала XIII в. К этому времени формируется двухъярусная система декорации (иконы на архитраве и в интерколумниях), например, в церкви Богородицы Елеусы около села Велюсы (Македония), 1080 гг. Традиция закрытия алтарной преграды иконами окончательно сложилась к поздневизантийской эпохе. С XII в. в греческих и славянских Типиконах как студийской, так и иерусалимской традиции встречаются указания на правила возжигания лампад и свечей перед образами Спасителя, Богоматери и святых на темплоне. Алтарные преграды первых каменных соборов Руси делались, в основном, из камня или плинфы. Каменные преграды Десятинной церкви, конец X в.; собора Святой Софии в Киеве, первая половина XI в.; Успенского собора Киево-Печерского монастыря, вторая половина XI в., реконструируются как преграды с колоннами, парапетами, архитравами, т.е. представляют тип конструкции, известный по памятникам византийского круга. В XII–XIII вв. алтарные преграды на Руси делались преимущественно из дерева (только в четырёх памятниках XII–XIII вв. открыты следы каменных архитектурных преград: в соборе Рождества Богородицы в Боголюбове, вторая половина XII в.; в Успенском соборе в Галиче, середина XII в.; в церкви в Василёве близ Галича, начало XIII в.; в Благовещенской церкви в Чернигове, конец XII в.). По данным Татьяны Александровны Чуковой и Владимира Дмитриевича Сарабьянова, алтарные преграды известны примерно в 30 памятниках конца X – раннего XIII вв.: семь – из камня, две – из плинфы (церковь Иоанна Богослова в Смоленске, вторая половина XII в., и, предположительно, в Спасской церкви в Переяславе-Хмельницком, начало XII в.), одна – из камня и дерева (Спасский собор в Чернигове, первая половина XI в.), церкви Новгорода и Старой Ладоги и др., XII–XIII вв. – из дерева. Главной особенностью деревянных алтарных преград являлась большая высота (до 5 м); ни одна из древних конструкций не сохранилась полностью. В псковских и новгородских церквах роль архитрава исполняла деревянная связь, т.е. часть конструкции, устанавливаемая при строительстве сводов храма (например, Софийский собор в Новгороде, середина XII в.; Николо-Дворищенский собор в Новгороде, начало XII в.; собор Рождества богородицы Антониева монастыря, 1117–1119 гг.; церковь Спаса на Нередице, 1198 г.; Ивановский собор Иоанно-Предтеченского монастыря во Пскове, около 1140 г.; Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове, 1140 гг.; Георгиевская церковь в Старой Ладоге, последняя четверть XII в.?). Согласно предположению В.Д. Сарабьянова, между архитравом и парапетом могли отсутствовать столбцы, а всё пространство было перекрыто завесой. Отсутствие икон в пространстве между архитравом и парапетом могло стать одним из побудительных мотивов для появления высокого иконостаса, формирование которого отмечается на Руси уже с середины XIV в. (церковь Феодора Стратилата в Новгороде, 1380–1390 гг.).



 
PR-CY.ru