Словарь по христианству А АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА - Страница 5

АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА - Страница 5

 

Поэтому папа не ответил на послание. В то время распространился сборник проповедей Нестория, в которых он излагал основы антиохийского богословия. Сборник дошел и до Александрийского патриарха. Тогда Кирилл написал письмо Несторию, в котором обвинил его в ереси. Несторий ответил кротко, восхваляя христианскую добродетель кротости. На второе письмо Кирилла он ответил уже более резко, но обстоятельно, вникая в аргументы противника. После этого Кирилл направил послания императору Феодосию II (408–450 гг.), его супруге Евдокии и сестре Пульхерии, константинопольскому клиру, а также папе Римскому, «преподобнейшему и боголюбезнейшему Отцу Целестину». От Феодосия Кирилл получил выговор за вмешательство во внутренние дела Константинопольской церкви и во внутренние придворные отношения (имеются в виду письма женской половине семьи императора). Но Кирилл продолжил формировать мнения в столице, посылая придворным сановникам щедрые «архиерейские благословения», т.е. взятки. Целестин же принял письмо из Александрии благосклонно и летом 430 г. созвал в Риме поместный собор, на котором заочно осудил Нестория. Но для проведения решений собора был выбран не прямой путь, т.е. без уведомления императора и не непосредственно от лица Рима, а через Александрийского епископа, которому были даны чрезвычайные полномочия. Заручившись поддержкой папы, Кирилл созвал свой собор осенью того же года, на котором были приняты 12 анафематизмов, фактически обвинявшие Нестория в том, что он разделяет Христа на два лица. Александрийские послы с анафемами Кирилла прибыли в столицу 7 декабря 430 г. Но уже 19 ноября Феодосий II подписал указ о созыве Вселенского (всеимперского) церковного собора в Эфесе в ближайшую Пятидесятницу 7 июня 431 года (и «когда соберутся все епископы»). Собор был созван против Кирилла строгим письмом императора с угрозами в случае неповиновения. Сакра (указ) Феодосия созывала только митрополитов и при каждом из них 2-х или 3-х епископов, а голоса должны были считаться по митрополитам. Представителем императора на соборе был назначен комит (граф) Кандидиан. Однако место проведения собора было неудобно для Нестория (некоторые авторы даже утверждают, что оно было сознательно предложено Кириллом). Дело в том, что Эфес еще в языческие времена был местом культа «божественной матери» Артемиды, а после прихода христианства почитание греческой богини было заменено культом Девы Марии, которой была посвящена одна из церквей города. Поэтому в Эфесе простой народ, сохранивший языческие пережитки, поклонялся Марии именно как «божественной матери». Кирилл Александрийский находился в дружественных отношениях с митрополитом Эфеса Мемноном. И, кроме того, путешествие из Александрии в Эфес было морским и легким, а путь из Антиохии был затруднен весенними дождями и народными волнениями. В нарушение императорского указа Кирилл привез с собой 50 епископов и много священников и монахов, а Мемнон предоставил еще 40 епископов из Асии и 12 из Памфилии. Однако к назначенному сроку не успели прибыть послы (легаты) папы Римского и представители Антиохийского патриархата. Патриарх Иоанн Антиохийский в письме в Эфес, полученном не позже 20 июня, просил подождать его еще 5–6 дней. Но 22 июня, несмотря  на протесты 68-ми епископов (из них 21 митрополит) и Кандидиана, 150 епископов (из них 16 митрополитов) во главе с Кириллом и Мемноном собрались в церкви св. Марии с намерением открыть собор. На собрание пришел Кандидиан и потребовал подождать до приезда антиохийцев. Тогда собравшиеся епископы попросили комита ознакомить их с данными ему полномочиями и инструкциями.

 



 
PR-CY.ru