Словарь по христианству А АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА - Страница 9

АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА - Страница 9

 

При раскопках древнего Мерва Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедицией в 1950–1960-е гг. были обнаружены христианские погребения III–V вв. и предметы с изображением креста, а в 15 км к северу от городища были найдены остатки несторианской церкви. Уже в середине III в. христианство упоминается в Кушанском царстве (Афганистан и юг Средней Азии), а не позднее IV в. попадает в Согд (территория современных Узбекистана и Таджикистана). Некоторые удельные согдийские правители IV–VI вв. изображали христианскую символику на своих монетах, а в VIII в. несторианский  крест появляется на общегосударственном чекане Хорезма. Многочисленные христианские погребения, руины церквей и предметы культа, а также упоминания в средневековой восточной литературе позволяют допустить, что ассирийская форма христианства была широко распространена среди ираноязычного населения Средней Азии вплоть до XIV в. В 549 г. к католикосу Мар Абе прибыло посольство от правителя эфталитов, завоевавших часть Средней Азии и Афганистан, с просьбой поставить для его страны епископа. Уже через несколько лет после этого события Средняя Азия вошла в состав Тюркского каганата, что в значительной степени способствовало стабилизации политической обстановки и расширению миссионерской деятельности Ассирийской церкви Востока. В VI в. в центральном городе Согда, Самарканде, была основана епархия данной церкви, которую католикос Мар Ишояб II (628–643 гг.) преобразовывает в митрополию. Византийский историк Феофилакт Симокатта сообщает, что тюрки, захваченные в плен в 561 г., имели на лбах татуировки в виде креста, сделанные по совету христиан, живших в их среде, чтобы избежать чумы. Католикос Мар Тиматеус (780–819 гг.) направлял в Среднюю Азию миссионера Субхальешу. Из сирийских источников известно, что Мар Тиматеус переписывался с тюркским каганом, обращенным в христианство. После разгрома центральноазиатского государства Уйгурия в 841–847 гг., которым фактически правила манихейская религиозная община, значительная часть уйгуров присоединяется к Ассирийской церкви Востока. Примечательно, что католикос Мар Ябалахи ІІІ (1281–1317 гг.) по национальности был уйгуром и имел прозвище бар-Туркая, т.е. тюрок. В конце XIX – начале ХХ вв. на территории современного Кыргызстана были найдены более 500 кайраков (надгробий в виде крупной речной гальки) с крестами и эпитафиями христианского содержания на сирийском и тюркском языках, написанные несторианским шрифтом. Кыргызские кайраки, датированные концом IX – XIV вв., по времени соответствуют аналогичным памятникам Ташкента XIII–XIV вв. и следуют за подобными могильными гальками Мерва и Самарканда VI–VII вв. Несторианские надгробия Кыргызстана находились на территории митрополии Кашгара и Невакета (Семиречья), учрежденной при католикосе Мар Илии ІІІ (1176–1190 гг.), и, по всей видимости, имели отношение к народу канглов или чигилей. Несторианская община Китая была основана около 636 г. А-ло-бэнем. Существование христианства в Китае подтверждается стелой из Сианьфу с надписями на сирийском и китайском языках, в которых упоминается католикос Мар Хнанишо (774–778 гг.). Также в соборном постановлении католикоса Мар Теодосиса (850–852 гг.) среди прочих четырнадцати митрополитов назван и митрополит Китая. Однако с 945 г. христиане Китая подвергаются гонениям со стороны Танского правительства и к началу ХІ в. исчезают, чтобы вновь вернуться уже в ХІІІ в. вместе с монгольскими завоевателями. В VIII в. из Китая восточное христианство под именем «кейкиото» проникает в Японию, где новую религию принимает влиятельный род Хата, владевший поселением Узумаса (от сирийского «Ишо Мшиха», «Иисус Христос», нынешний г. Киото). Небольшая группа несториан, приняв ряд местных традиций, возможно, просуществовала на окраинах Японии вплоть до XVII в. Согласно памятнику русской старообрядческой литературы «Путешественник, сиречь маршрут в Опоньское царство», группа старообрядцев в конце XVII в. бежала от преследований царским правительством на Японские острова и нашла приют у местных христиан «ассирского языка».

 



 
PR-CY.ru