АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 34

16 января 1742 г. именным указом императрицы Елизаветы Петровны было повелено: «Церкви армянские, кроме одной каменной в Астрахани, упразднить и впредь позволения о строении оных не давать». Ситуация изменилась при Екатерине II, издавшей 4 декабря 1762 г. манифест о приглашении в Россию на поселение иностранцев разных наций. В 1763 г. в ответ на доношение гоффактора армянина Иоагана Асатурова Сенат определил: «Дабы призываемые на поселение в России охотнее могли выходить и чрез то население умножить, надлежит по их законам церкви строить и содержать позволить в тех местах, где они селиться похотят». 1 ноября 1770 г. императрица дала положительную резолюцию на прошение, поданное придворным ювелиром Иваном Лазаревым от имени армянской общины: «Армянам церкви в Петербурге и Москве строить дозволить на том же основании, как и католики состоят». Строительство армянских храмов в Москве связано с родом богатого купца и ювелира Лазаря Назаровича Лазарева (Егиазара Лазаряна; 1700–1782 гг.), который в середине XVIII в. переселился в Москву из Персии с большим семейством и челядью, а Екатерина II возвела его род в дворянское достоинство. Лазаревы устроили под Москвой шелковые и бумажные фабрики, приобрели леса, заводы, рудники. После указа Екатерины II о разрешении строительства армянских храмов сын Л.Н. Лазарева – Иван (Ованес; 1735–1801 гг.), один из видных деятелей армянского освободительного движения против турецкого ига, придворный ювелир, богатейший помещик и фабрикант в России, построил (в основном на свои средства) 4 армянских храма в обеих столицах Российской империи. Оставив состояние брату Иоакиму (Овагиму; 1744–1826 гг.), он завещал ему также основать армянское училище в Москве (открыто в 1815 г., с 1835 г. – гимназия, в 1848 г. преобразовано в Лазаревский институт восточных языков). В 1779–1780 гг. на средства Лазаревых рядом с их московскими владениями в Столповом пер. (за которым с конце XVIII в. закрепилось название Армянского) была построена церковь Воздвижения Креста (Сурб Хач). Выполненная в лучших традициях классицизма, она по стилю напоминала армянскую церковь Екатерины в Санкт-Петербурге, построенную по проекту Ю.М. Фельтена (предполагают, что этот петербургский архитектор был автором и московской церкви). Величественное здание, украшенное скульптурой, в 1866 г. было надстроено колокольней над западным входом. Во время первой мировой войны в Крестовоздвиженской церкви хранились сокровища Эчмиадзина, эвакуированные из зоны военных действий. На средства Лазаревых выстроена также церковь Воскресения Христова (Сурб Арутян) на Армянском кладбище. Здание было перестроено в 1815 г. по проекту архитектора А. Григорьева. Храм, закрытый в 30-х гг. ХХ в., был возвращен армянской общине в 1954 г. На Армянском кладбище (филиал Ваганьковского), основанном в конце XVIII в. по ходатайству московской армянской общины, находятся могилы братьев Ивана и Иоакима Лазаревых, поэта С.С. Шахазиза, юриста Г.А. Джаншиева, ученых Л.К. Рамзина и Н.А. Прилежаева, писателя Андрея Платонова и др. В 1701 г. в Россию впервые прибыл один из видных деятелей в борьбе за освобождение армянского народа – вардапет Минас. 20 ноября 1714 г. он обратился к русскому правительству: «Всепокорно прошу, чтобы позволено было построить церковь армянскую в Петербурге». Аналогичные просьбы Минас высказывал в 1722 и 1725 гг. Указом от 29 сентября 1725 г. Святейший Синод РПЦ определил: «Дом молитвенный иметь в Петербурге армянам дозволить».

 



 
PR-CY.ru