АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 33

Во время приема в Эчмиадзине патриарх Алексий I, кратко коснувшись многовековой истории Армянской апостольской церкви, подчеркнул, что РПЦ «неизменно простирает любовь о Христе к Церкви Армянской», и счел своей обязанностью «еще более укреплять это братское общение, невзирая на некоторую разность в вероучении и обряде». Традиция дружеских отношений, бывшая неоспоримым достоянием церквей в период предстоятельства католикоса Вазгена I, была продолжена при его преемнике Гарегине I и получила новый импульс после избрания на престол Эчмиадзина святейшего патриарха и католикоса всех армян Гарегина II. Свой первый визит после избрания он совершил в Москву (29 февраля – 3 марта 2000 г.), что явилось знаком дружбы и уважения, проявлением особого отношения Армянской апостольской церкви к связям с русским православием. Предстоятели церквей приняли решение о начале прямого двустороннего диалога между РПЦ и ААЦ по самому широкому спектру вопросов. 6 июля 2000 г. на переговорах в Москве митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и епископа Езника Петросяна были достигнуты договоренности о начале совместного обсуждения наиболее актуальных проблем современности, а также богословского диалога, который должен быть тщательно подготовлен и основываться на серьезной совместной исследовательской работе богословов и ученых обеих церквей. При этом он не должен ограничиваться одной христологией: желательно включение в него вопросов мариологии, иконопочитания, агиологии, почитания святых, существенное место может занять изучение темы Предания, в частности места и роли в церкви Вселенских соборов. Разделяя общую позицию в отношении «Второго общего заявления и предложений Церквам» (Шамбези, 1990 г.), стороны выразили мнение, что оно не может рассматриваться как окончательное. Было сочтено целесообразным осуществлять научно-богословское сотрудничество, регулярно и оперативно обмениваться информацией о жизни и служении обеих церквей. 13–16 февраля 2001 г. в Эчмиадзине состоялось первое двустороннее собеседование между делегациями РПЦ и ААЦ, посвященное социальной доктрине церкви. После визита в Армению, приуроченного к празднованию 1700-летия принятия Арменией христианства как государственной религии (22–23 сентября 2001 г.), патриарх Московский и всея Руси Алексий II охарактеризовал отношения РПЦ и ААЦ как тесные и братские. РПЦ представлена на территории Армении пятью приходами (главный – Свято-Покровский храм в Ереване), в которых служат два священника и один диакон. Приходы канонически подчинены Майкопской епархии; в настоящее время изучается вопрос о придании им статуса, соответствующего уровню добрососедских отношений России с независимым Армянским государством. Богатые и разнообразные традиции Армении нашли яркое выражение и в церковной архитектуре, ее классические образцы достигли совершенства к VII в. Ранним временем датируется появление хачкаров (каменных стел с изображением креста), которые распространились по всей Армении. Эти традиции нашли свое отражение и архитектуре армянских церквей на территории России. Армянская община в Москве сложилась в XIV–XVI вв., а армянская церковь в Китай-городе существовала не позднее XVI в. В 1716–1719 гг. в подмосковном с. Воскресенском на р. Пресне была построена церковь Успения Богородицы в Грузинах, переданная армянской общине проживавшим там грузинским царем Вахтангом VI.

 



 
PR-CY.ru