АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ, Армянская святая апостольская православная церковь – одна из древнейших дохалкидонских (древних восточных, ориентальных) христианских церквей, церковь армянского народа. Христианская проповедь в Армении началась задолго до того, как новое учение было признано официально. Первые сведения о распространении христианства в Армении восходят к апостольским временам. Считается, что Евангелие на эту землю принесли около 34 г. апостолы Фаддей и Варфоломей. Сирийское предание о царе Авгаре повествует о прибытии к его двору в Эдессу апостола Аддая, который излечил царя, окрестил его со всей семьей и начал проповедь среди горожан. Позднее апостол скончался в Эдессе, окруженный благочестивыми почитателями. В несколько измененном виде это предание изложено в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, где в качестве провозвестника христианства действует апостол Фаддей. Предание об Авгаре было уже в древности переведено на армянский язык и в дальнейшем получило развитие на армянской почве. В древнеармянской версии говорится, что апостол Фаддей отправился на Восток к Авгарю, правившему в Эдессе (он выступает как армянский царь). После проповеди в этом городе апостол прибыл в Великую Армению ко двору родственника Авгаря – армянского царя Санатрука. Здесь апостол обратил в христианскую веру царевну Сандухт и много других лиц, после чего был предан мучительной казни в местности Шаваршаван (область Артаз). По одной из версий предания, апостол Фаддей перед кончиной успел встретиться на Арташатском холме с апостолом Варфоломеем, который пришел в Армению после проповеди в Персии и Индии. Обратив ко Христу сестру армянского царя Вогухи и многих вельмож, он также принял мученический венец, казненный по приказу Санатрука. Предание о проповеди апостолов Фаддея и Варфоломея засвидетельствовано уже в V в., но их почитание могло иметь место и раньше. Признавая, что предание об апостоле Фаддее восходит к сирийскому первоисточнику, Армянская церковь рассматривает сказания об апостолах Фаддее и Варфоломее как отражающие в той или иной форме древнеармянскую историческую действительность апостольских времен. Этим обусловлено современное официальное наименование Армянской апостольской церкви. Достоверные сведения о существовании христианских общин в долине р. Аракс относятся ко II в. О древности проникновения христианства в Армению свидетельствует цитата из Деяний апостолов (2:9) в трактате Тертуллиана «Против иудеев», где Армения упоминается в числе стран, на языке жителей которых заговорили апостолы вскоре после Пятидесятницы. В соответствующем месте канонического текста Нового Завета вместо Армении стоит Иудея, однако вариант чтения с Арменией также встречается в конце IV в. у Августина Блаженного. Таким образом, есть прямое свидетельство о наличии христиан в Армении, по крайней мере, на рубеже II–III вв. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» упоминает епископа Армении Меружана, которому Дионисий I Великий Александрийский (около 251–255 гг.) адресовал свое послание по поводу «падших», т.е. отрекшихся от Христа во время гонений, распространившихся и на армянских христиан. Евсевий Кесарийский, описывая в «Церковной истории» неудачную войну с Арменией императора Максимина в 312–313 гг., говорит об армянах: «Их, людей, издавна бывших друзьями и союзниками Рима, притом христиан, и христиан ревностных, этот богоборец попытался принудить к жертвоприношениям идолам и демонам».

 

 



 
PR-CY.ru